Дмитрий Лабин: имущество для ареста необходимо сначала разыскать

Дмитрий Лабин: имущество для ареста необходимо сначала разыскать
Немецкий бизнесмен Франц Зедельмайер, требующий с России около 5 миллионов евро в качестве компенсации потерянных инвестиций, добился обеспечительного ареста российской госсобственности на территории Швеции.

Немецкий бизнесмен Франц Зедельмайер, требующий с России около 5 миллионов евро в качестве компенсации потерянных инвестиций, добился обеспечительного ареста российской госсобственности на территории Швеции. Эксперты считают, что под арест может попасть не только имущество, используемое госорганами, но и активы госпредприятий. О сути мероприятия, о том, что такое общий арест на госсобственность за рубежом и какой прогноз будет по этой ситуации, мы решили поговорить со специалистом. Сейчас на прямой связи со студией "Вестей ФМ" Дмитрий Лабин, профессор кафедры международного права МГИМО.

"Вести ФМ": Дмитрий Константинович, здравствуйте! Объясните нам, пожалуйста, что за формула такая: сначала решение об аресте госсобственности, а уж потом подбор недвижимости?

Лабин: Дело в том, что речь идет об исполнении уже принятого ранее судебного решения. Естественно, судебные решения могут исполняться добровольно, а если они добровольно не исполняются, то можно взыскать за счет имущества, которое необходимо, конечно, сначала разыскать. И это стандартная процедура, она известна и в судебных разбирательствах внутри государства, так и в Международном арбитраже. Тем более что есть многосторонняя международная конвенция, которая регламентирует этот порядок. Речь идет о Нью-Йоркской конвенции об исполнении иностранных арбитражных решений 1958 году. Поэтому у взыскателя, если проигравшая сторона добровольно не выплачивает, возникает такое право обратить взыскание на имущество, его разыскать и предъявить в суд, чтобы он своим решением уполномочил это взыскание.

"Вести ФМ": Общий арест российских активов в Швеции создает риск для российских властей, для госпредприятий, для бизнеса?

Лабин: Скорее, он создает риск именно для госсобственности, которая используется в коммерческих целях. Дело в том, что специфика этой проблемы, этого разбирательства в том, что одной из сторон в споре участвует суверенное государство, которое действует и живет во внешней сфере по нормам международного права. Международное право защищает государство, если оно использует какое-то имущество, собственность именно в суверенных целях для государственных задач. Поэтому суд очень внимательно смотрит и выявляет, если это имущество принадлежит государству, используется для государственных нужд, то такой арест должен быть снят. Вряд ли оно будет взыскано за счет такого имущества.

Комментарий Дмитрия Лабина относительно ареста российского имущества в Швеции слушайте в аудиофайле