Театральная общественность проиграла схватку с чиновниками. Реплика Григория Заславского

"Воруют в культуре много, и откатов много", - это невеселое признание сделал министр культуры Александр Авдеев. На парламентских слушаниях о проблемах законодательства о театре в Госдуме 4 часа провел обозреватель "Вести ФМ" Григорий Заславский.

Играйте "Горе от ума" как историю про Лужкова и Батурину, и люди вернутся в театр. Это - предложение Владимира Жириновского. "Воруют в культуре много, и откатов много", - это невеселое признание сделал министр культуры Александр Авдеев. На парламентских слушаниях о проблемах законодательства о театре в Госдуме 4 часа провел обозреватель "Вести ФМ" Григорий Заславский.

Баррикады - так, думаю, правильно будет назвать мероприятие, происходившее в среду в Малом зале Госдумы. Хотя официально это было обозначено как парламентские слушания "О проблемах законодательного регулирования театральной деятельности в Российской Федерации". И хотя по одну сторону этих баррикад стояли народные артисты и режиссеры, известные и в России и за ее пределами: Лев Додин, Юрий Любимов, Александр Калягин, Геннадий Хазанов, а по другую - известные лишь в своем узком кругу начальники департаментов Минэкономразвития и ФАС, я бы сказал, что театральная общественность эту схватку проиграла. Все самые серьезные вопросы, которые можно было и поставить, и решить на этой встрече, - все они остались за бортом местами чрезвычайно эмоционального и нервного разговора.

Я думаю, главная проблема - в коренном, неисправимом взаимном недоверии и в том, что люди друг друга просто не слышат. Позиции же определены раз и навсегда. Уже после того, как слушания закончились, уже в кулуарах замдиректора департамента Минэкономразвития, миловидная, но, тем не менее, очень напористая молодая женщина говорила: "Я их понимаю: дайте мне мешок с деньгами и мы его потратим, как хотим, - это чисто позиция культурной среды". Это - один полюс. На другом - позиция Александра Калягина. "Бухгалтеры, - говорил он, - не хотят признавать нерыночную природу искусства". Когда на трибуну в финале четырехчасовых разговоров вышел представитель Федеральной антимонопольной службы, Калягин, который явно не понял, о чем в этот момент идет речь, начал отчитывать его, как мальчика, - в итоге представитель ФАС покинул трибуну. Причем Калягин отчитал и тут же ушел из зала, а те, кто остался, лишились возможности услышать, скажем так, позицию противника.

Хотя проблем - настоящих проблем - и вправду предостаточно. Например, в готовящемся законе "Об образовании" театральные институты - именно институты, поскольку университетами они стать не имеют ни малейших шансов - лишаются права иметь магистратуру и аспирантуру. Что это означает? То, что они не смогут готовить педагогические кадры. А ведь университеты не подготовят ни педагогов по речи, ни педагогов по танцу. То есть, сказал Калягин, из-под театрального образования выбивается стул, скамейка - всё.

В своем выступлении Калягин вспомнил старый анекдот: в психушке пациенты договорились пронумеровать анекдоты и, чтобы не тратить время, просто называть номер и все смеются. Так вот в театральной среде давно уже можно сказать "94 Федеральный закон" или "83 Закон" и все смеются. Аплодисменты.

Из 94 Закона о тендерах удалось исключить режиссеров, художников, балетмейстеров, но вот чтобы заказывать костюмы все равно нужно объявлять конкурс. Директор Ярославского академического театра Борис Мездрич рассказал, как в результате очередного конкурса на изготовление декораций выиграла его компания, которая по уставу занималась изготовлением заборов и оград. Директор театра заплатил штраф, но от такого опасного сотрудничества отказался.

Самым веселым было, по традиции уже, выступление Владимира Жириновского. Он и тут сорвал аплодисменты. Путая героев Грибоедова и Фонвизина, он предложил ставить классику, но добавить сегодняшнего. Например, сыграть историю Молчалина и Софьи про Лужкова и Батурину. Тогда, мол, публика, валом повалит в театр. А еще предложил Юрию Любимову - это снова про "Горе от ума" - вставить в конкурсную документацию обещание, что Чацкого будет играть Жириновский, тогда никакой 94-й Закон не страшен. Причем Жириновский пообещал не играть...Ну, может быть, один раз, и то не от начала до конца.

Как бы подтверждая справедливость подозрений дамы из Минэкономразвития и слова представителя Антимонопольной службы, министр культуры Александр Авдеев сказал, что сталкивается с коррупцией в культуре: "Воруют много, сказал он, и откатов много".

В общем, смеялись много, а серьезные вопросы, увы, так и остались за кадром. Так что в ближайшем будущем жизнь театров не станет ни легче, ни лучше.