Российские полярники готовятся к зимовке на дрейфующей станции

В Арктике начала работу дрейфующая станция "Северный полюс – 38". На льдине в Чукотском море под звуки гимна был поднят российский флаг. Оборудование и экипаж к ледовой платформе доставил атомный ледокол "Россия".

В пятницу в Арктике начала работу дрейфующая станция "Северный полюс – 38". На льдине в Чукотском море под звуки гимна был поднят российский флаг. Оборудование и экипаж к ледовой платформе доставил атомный ледокол "Россия". За несколько дней с него вертолетом выгрузили на льдину два десятка жилых и технических домиков, тракторы, снегоходы, запасы топлива и продовольствия.

Палубный вертолет Ми-8 атомного ледокола "Россия" доставляет на борт последний уже выгруженный контейнер. Позади долгие часы работы в воздухе. Он лишь изредка садился для того, чтобы пополнить запас топлива. Выгрузка дрейфующей станции СП-38 завершилась ровно в срок. Научное оборудование, жилые и рабочие домики, баню полярники начали приводить в рабочее состояние. Но первым делом электричество.

"Домики пока не подключены. Вы видите, там кабеля пока раскинуты. В дальнейшем здесь будут стоять столбы и эти кабеля будут на столбах", – показал работник станции.

Сергей Черняев на СП-38 отвечает за электроэнергию. О работе дрейфующей станции, кажется, знает все. Несмотря на то, что попал сюда впервые. Начитавшись книг о полярниках в юности, полжизни пытался осуществить мечту.

"Я сюда пытался попасть 20 лет. Вы не поверите! Я писал письма, приезжал в институт в отдел кадров. Мне тогда было 30 с небольшим. Мне сказали так: "Ну, что тебе плохо живется? Ты работаешь на железной дороге. Вам уже за 30 – это первый звонок. Вам уже поздно". Так вот как получается в жизни, что в 30 уже поздно, а в 50 в самый раз!" – рассказал начальник дизельэлектростанции СП-38 Сергей Черняев.

Кухня для столь долгой экспедиции вещь едва ли не главная. Дмитрий Митьковец на льдине будет шеф-поваром. Показывая свои владения, говорит, что в его запасниках есть все. Вплоть до шампанского и ананасов.

"К сожалению, пока вот так. Не было времени навести порядок. Очень много продуктов – мало места, придется как-то выкручиваться. Здесь теплый склад, продукты, которые боятся мороза. Овощи, консервы, чай, конфеты, печенье, пряники, гастрономия, бакалея – все", – показал свои владения Дмитрий Митьковец, повар СП-38.

В ближайшие дни на станции появится и кают-компания, поэтому вопрос, как проводить свободное время, здесь, похоже, решен.

Ведущий инженер Сергей Макаров говорит: "Можно между собой общаться. Можно смотреть фильмы, у нас достаточно большая коллекция фильмов на жестких дисках. Можно заниматься спортом, книги читать. Ну, по женщинам здесь не пойдешь, не поразвлекаешься, театров нет. Опять же, между собой общаемся".

Видимо, по такому общению в долгую полярную ночь уже так скучает механик экспедиции Галий Кумышев. Опытный полярник. На этот раз приехал помочь только разгрузить станцию. Вместе с ледоколом он вернется в Мурманск. Но на следующий год поклялся остаться.

"Я уже третий раз сюда приезжаю. Тянет, конечно, но не получается. Что поделать? На следующий год, если не получится, я обязательно документы в карман положу, где-нибудь за торосами спрячусь. Пусть ледокол уходит. А меня, куда потом денут? Останусь на станции, и год буду зимовать. Это сто процентов", – решил инженер Галий Кумышев.

Примерно за 10 месяцев работ полярники проведут исследования состояния льдов и воды Северного Ледовитого океана. Передадут на континент сотни метеосводок. И, конечно же, продолжат исследование границ континентального арктического шельфа.

"Мы открываем новую российскую дрейфующую станцию, которая оснащена как современная лаборатория на льду, уникальная лаборатория. Дрейфующие станции исторически выполняют целый комплекс научно-исследовательских работ, в том числе прикладное значение всегда было, связанное с плаванием по северному морскому пути", – пояснил Артур Чилингаров, руководитель экспедиции "Арктика – 2010".

Когда над Арктикой опускаются сумерки, в свете прожекторов атомохода поднимается российский флаг – кульминация экспедиции "Арктика-2010".

Итак, флаг поднят, и с этого момента можно считать дрейфующую станцию "Северный полюс – 38" открытой. Впереди огромная работа. А пока впервые в истории освоения Арктики за полярным кругом гремит салют. В честь тех, кто начинал работу здесь, кто продолжает ее, и тех, кто придет сюда на смену СП-38.