ГЛОНАСС появился благодаря сбитому лайнеру. Интервью с экспертами

Правительство России подготовило проект постановления, запрещающего использование транспортных средств без отечественной навигационной системы ГЛОНАСС.

Правительство России подготовило проект постановления, запрещающего использование транспортных средств без отечественной навигационной системы ГЛОНАСС. Правда, документ затрагивает не все автомобили, а пассажирский транспорт, в салоне которого более 8 сидячих мест, не считая водительского. Также устройства с ГЛОНАСС обязательно будут устанавливаться на транспорте, предназначенном для перевозки специальных и опасных грузов. О внедрении системы спутниковой навигации мой Анатолий Кузичев беседовал с, исполнительным директором компании "М2М телематика" Алексеем Смятских и шеф-редактором журнала "Железо" Андреем Михайлюком в студии "Вестей ФМ".

Кузичев: Я приветствую в студии "Вестей-ФМ" исполнительного директора компании "М2М телематика" Алексея Смятских. Алексей, добрый день.

Смятских: Здравствуйте.

Кузичев: Андрей Михайлюк, наш постоянный и любимый автор, шеф-редактор журнала "Железо". Андрей, добрый день и вам.

Михайлюк: Доброго дня.

Кузичев: Вы знаете, есть в русском языке, да и не только в русском, вообще есть такой эффект, удивительный феномен, когда слова уже появляются в обиходе, мы активно ими пользуемся, но не очень понимаем, что они значат. Одно из таких слов – это, конечно, слово ГЛОНАСС. Кстати, наверное, это аббревиатура, да?

Смятских: Так точно.

Кузичев: А давайте ее расшифруем для смеху.

Смятских: Глобальная навигационная спутниковая система.

Кузичев: На первый вопрос вы ответили. Будет еще несколько. Как вы поняли, друзья (я к слушателям обращаюсь), мы сегодня будем обсуждать систему ГЛОНАСС. Формальный повод нашей встречи – это мое знакомство с неким документом, который называется "Проект постановления, запрещающего использовать транспортное средство без отечественной навигационной системы ГЛОНАСС или (что важно) ГЛОНАСС-GPS". Поговорим о перспективах подобного внедрения в нашу повседневную жизнь. Ну и вообще попытаемся разобраться, что такое ГЛОНАСС, чем он отличается от GPS, в чем он превосходит, а в чем (пока по крайней мере) уступает. Ну, Андрей, пожалуйста, что такое ГЛОНАСС?

Михайлюк: На самом деле, если простыми словами, о технологии GPS, естественно, знают уже все. То есть американские военные запустили на орбиту 20 с лишним спутников, эти спутники позволяют определять местоположение приемника. Ну и соответственно благодаря этому, имея в кармане маленькое электронное устройство (ну или не в кармане, или в автомобиле – где угодно), можно в принципе знать не только куда ты едешь и зачем, но и где это место на карте.

Кузичев: То есть людям, которые родились в СССР, конечно, вот эта прозвучавшая формула внушила ужас. Представляете, да? Американские спутники, которые в любой момент могут понять, где ты находишься. Все! Не просто Холодная война проиграна – все! Все разрушено, понимаете. Поэтому с точки зрения идеологии, я, конечно, понимаю тех, кто ратует за введение ГЛОНАСС. Но продолжайте, Андрей.

Михайлюк: Но, тем не менее, кстати, технология GPS очень сильно связана с СССР. Она стала публичной и вообще как бы доступной не только американским военным, но и всем после довольно известного инцидента, когда наши доблестные системы ПВО сбили корейский лайнер. Если вы помните.

Кузичев: 1983 год, что ли? Да, 1983 год, по-моему.

Михайлюк: Вот. И именно после этого было принято решение, что навигационными системами могут пользоваться не только военные, но и все остальные. На самом деле это был прорыв, который собственно, спустя 20 лет, привел к тому, что мы видим уже сейчас, когда действительно каждый таксист, приехавший из бывших союзных республик, априори не говорит "дорогу покажешь", а знает, куда надо ехать.

Кузичев: Это, кстати, удивительная история, потому что насколько технологии опережают и сознание наше, и всякие железные артефакты, потому они очень долго будут выходить из употребления. Я вчера как раз вынужден был сесть в подобную машину, о которой Андрей сейчас деликатно очень, такими эвфемизмами назвал ее, вот эту, как это называется, "шахид-такси". И вот я, значит, сел в нее. Она раздолбанная абсолютно, страшная, гремящая, "шестерка". Знаете, есть такие машины, у них даже внутренностей нету, там нет обшивки, там все отодрано. Но! Но висит эта самая штуковина…

Михайлюк: Навигатор.

Кузичев: Навигатор висит. И там, значит, красивый женский голос откуда-то из него: "через 200 метров поверните налево". Это такая странная история, это такое несовпадение вообще! Но, тем не менее, это есть.

Михайлюк: Вот вы смеетесь, а один мой коллега, который занимается продажей таких вещей на российском рынке, очень сильно ратует за то, чтобы сделать интерфейс на таджикском языке. И это должно, по его мнению, очень сильно повысить продажи. Он, правда, не может пока доказать это корейской компании, с которой он работает.

Кузичев: То есть к чему была эта зарисовка? К тому, что навигаторы прочно вошли в нашу жизнь на всех уровня.

Михайлюк: И как лидирующая страна в некоторых, возможно, областях Россия тоже решила почувствовать в этой конкурентной гонке.

Кузичев: Нет, скажем так, не то что лидирующая в некоторых областях, а у нас с претензией на сверхдержавность.

Михайлюк: И ГЛОНАСС – это попытка России сделать альтернативную систему. Конечно же, она тоже подконтрольна военным, но...

Кузичев: Но нашим военным. Нашим военным, понимаете?

Михайлюк: Но нашим военным. И помимо всего прочего, наверное, одним из таких отличий больших у ГЛОНАСС от GPS является, конечно же, его позиционирование. То есть если GPS сейчас полностью вошел в потребительский сектор, и в основном мы воспринимаем GPS именно как те самые навигаторы в такси, то ГЛОНАСС – это скорее технология для… ну если не корпоративного, то, возможно, государственного использования. Ну, то есть фактически отвязаться от американских спутников и привязаться к своим.

 Беседу с Алексеем Смятских и Андреем Михайлюком слушайте в аудиофайлах