В театре должно быть максимальное присутствие руководителя. Интервью с Анатолием Иксановым

В театре должно быть максимальное присутствие руководителя. Интервью с Анатолием Иксановым
Правительство России заключило новый контракт с директором Большого театра Анатолием Иксановым. Интрига вокруг переназначения директора театра сохранялась до последнего момента - предыдущий контракт Иксанова истек в сентябре, и переназначение задержалось на месяц.

Правительство России заключило новый контракт с директором Большого театра Анатолием Иксановым. Интрига вокруг переназначения директора театра сохранялась до последнего момента - предыдущий контракт Иксанова истек в сентябре, и переназначение задержалось на месяц. Но теперь понятно - именно Анатолию Иксанову предстоит открыть историческое здание Большого театра после масштабной реконструкции. Торжества по этому случаю намечены на октябрь 2011 года. Работы в театре тем временем идут полным ходом. На минувшей неделе, например, журналистам показали уникальные мастерские, где вручную создают ткани для обивки лож. Обо всем происходящем в театре и о планах на ближайший год с генеральным директором Большого театра Анатолием Иксановым беседовала обозреватель "Вестей ФМ" Анна Кочарова.

Кочарова: Добрый день. В студии Анна Кочарова. И сегодня у нас в гостях генеральный директор Большого театра Анатолий Геннадьевич Иксанов. Добрый день.

Иксанов: Добрый день.

Кочарова: Вы открыли 235 сезон. Чем ознаменовался сентябрь?

Иксанов: Ну, мы открыли фактически 235 сезон действительно дважды. Вначале это была премьера, мировая премьера современного балета с условным названием "Крейшн" или "Креасьон" (Creation, - прим. ред.), кому как нравится.

Кочарова: Да, на французский или на английский манер.

Иксанов: Да-да-да. Эта работа была осуществлена совместно балетной труппой Большого театра и балетной труппой Анжелена Прельжокажа, известного французского хореографа. Задумали мы ее года, наверное, три назад. Но все совпало таким образом, и удачно совпало, что премьера состоялась в рамках Года Франции в России. Работа интересная, сложная, она началась в мае месяце репетициями во Франции. Два месяца репетиций там, потом артисты переехали в Москву, где и состоялась эта премьера на сцене Большого театра. Мы показали ее шесть раз. И теперь этот совместный коллектив Прельжокажа и Большого театра поехал в большое турне по Европе.

Кочарова: И это все в рамках Года России и Франции, вот этот перекрестный год.

Иксанов: Да-да-да, перекрестный год, да. А второе наше открытие, уже, скажем, более официально для нас, мы открыли 235 сезон. И главным событием, конечно, этого дня было то, что мы представили и коллективу, и нашим зрителям нового музыкального руководителя и главного дирижера Синайского Василия Серафимовича.

Кочарова: Ну, это, пожалуй, главная интрига вообще последних месяцев, связанная с Большим театром.

Иксанов: Да я не знаю, наверное, может быть, для кого-то это и интрига. Для меня во всяком случае, это плановая ротация.

Кочарова: Ну, об этом стало известно в конце лета (я напомню просто нашим радиослушателям), что уходит Леонид Десятников, который прошлый сезон занимал пост музыкального руководителя. И вот на его место пришел Василий Синайский, дирижер, безусловно, с мировым именем, который в прошлом году входил в когорту пяти приглашенных дирижеров театра.

Иксанов: Да.

Кочарова: Скажите, все-таки когда приходил Десятников, и он, и вы сразу говорили, Десятников сам говорил: "Я временщик, я кризисный менеджер". Кстати, многие журналисты воспринимали это как такое кокетство. И, может быть, именно поэтому этим летом для всех стало это неожиданностью, все сразу подумали, что там какие-то закулисные интриги и так далее.

Иксанов: Опять интриги, да.

Кочарова: Да-да-да. Насколько все-таки это было неожиданным – решение о том, что Леонид Десятников уходит.

Иксанов: Неожиданным для кого?

Кочарова: Ну, для вас, для него самого. Вот как к этому пришли?

Иксанов: Ну, я вам скажу, неожиданности вообще на самом деле никакой не было, потому что действительно реально мы с Леонидом Аркадьевичем еще год назад, когда я его пригласил возглавить музыкальную часть Большого театра, мы договаривались о том, что наша главная с ним задача - в этот период все-таки определиться с главным дирижером Большого театра. Пять приглашенных всемирно известных дирижеров – это замечательно, но, тем не менее, нужен постоянный…

Кочарова: Нужна жесткая рука.

Иксанов: Постоянный глаз хозяина, который в реальности за все отвечает. Как говорят, "у семи нянек дитя без присмотра". Поэтому мы с ним ставили задачу за это время посмотреть внимательно. Может быть, даже не из этих пятерых.

Кочарова: А какие, кстати, были альтернативы? Были ли какие-то не из пятерых дирижеров, которые работали в театре в сезон?

Иксанов: Для меня нет, потому что я очень принципиально подходил к позиции отбора именно этих пятерых.

Кочарова: А почему из этих пятерых именно Синайский? Ведь там был и Курензис, такой молодой амбиционный уже дирижер, и Юровский.

Иксанов: Ну, знаете, тут очень много составляющих элементов есть. Я не стану вдаваться в подробности, потому что есть вещи, которые просто мне не хотелось бы озвучивать. Но принцип очень простой. Во-первых, это должен быть действительно… Каждый из этих пятерых мог и достоин был возглавить Большой театр. Но одно из главных условий было, конечно, присутствие, максимальное присутствие руководителя в театре.

Полностью беседу с Анатолием Иксановым слушайте в аудиофайле