Тема:

Перепись населения 2 года назад

Перепись пришла даже в колонии строгого режима

Первые итоги Всероссийской переписи будут опубликованы не раньше апреля будущего года. Предстоит посчитать население не только городов, деревень и сел, но и труднодоступных мест. Впрочем, есть такие места, где переписывать удобно, но вот общение с подобными гражданами – удовольствие сомнительное.

За два дня до окончания Всероссийской переписи населения в стране учтено 70 миллионов человек. Об этом сообщили в Росстате. Правда, первые итоги будут опубликованы не раньше апреля будущего года. Предстоит посчитать население не только городов, деревень и сел, но и самых труднодоступных мест. Впрочем, есть труднодоступные места, где переписывать граждан очень удобно, и где нет необходимости задавать им лишние вопросы. Разве что общение с подобными гражданами – удовольствие сомнительное.

Дойти до каждого дома и постучать в каждую дверь в ходе переписи обещали в Росстате. Здесь в дверь, конечно, не стучат и позволения открыть не просят. В роли переписчиков – сотрудники колонии. Обитатели помещения площадью 3 на 4 метра всегда встречают пришедших в такой позе – требования безопасности.

- Повернитесь.

- Есть, гражданин начальник.

Общение через решетку. Четкий вопрос – чеканный ответ.

- Образование?

- 4 класса.

- Родной язык русский?

- Так точно.

- На работу ходите?

- Никак нет.

Возможность работать у пожизненных заключенных в колонии номер 6, что в Оренбургской области, есть. Шьют тапочки и ботинки "прощай молодость".

"У вас свой дом или коммунальная квартира, есть ли газ и телефон" – многие в данном случае неуместные вопросы из типового переписного листа, конечно, не задают. Отобрали те, что будут полезны статистикам.

"Дата рождения, место, фамилия, состояние в браке, гражданство, национальность, образование, владение языком, трудовая деятельность, средства к существованию. В переписи нет вопросов в соответствии с чем они здесь находятся, в соответствии с какими статьями УК", – объясняет Виктор Бурсов, начальник воспитательного отдела исправительной колонии №6.

Эти подробности жизни осужденных уже написаны в томах уголовных дел и пожизненном приговоре. Краткая биография – на двери каждой камеры: сколько человек убил, какой характер преступления, особенности поведения. От рук Олега Озерянского погибли 3 человека, в том числе малолетний сын.

"Честно говоря, мне тяжело об этом вспоминать. Я до сих пор об этом переживаю, хотя много лет уже прошло", – говорит Олег Озерянский, осужденный на пожизненное заключение.

Из своего пожизненного срока Озерянский отсидел уже 10 лет и теперь предпочитает думать о вечном. Пишет духовные стихи, дистанционно учится в заочном библейском институте.

В колонии переписали уже 500 осужденных.

"В основном у нас осужденные либо со средним, либо с неполным средним образованием. Основная масса недостаточно образована, вела разгульный образ жизни. С высшим образованием мало. Это касается только лидеров ОПГ", – рассказывает Юрий Коробов, заместитель начальника исправительной колонии №6 по кадрам и воспитательной работе.

На вопросы отвечают охотно. Скорее всего, сказывается строжайший режим.

В колонии, которую сами смертники прозвали "Черный дельфин", потому что возле входа в основной корпус когда-то для красоты поставили гипсовые фигуры дельфинов, расписана каждая минута. Cвет в камере включается и выключается принудительно. Днем спать и даже лежать на кровати нельзя. Шуметь, громко разговаривать и петь нельзя. Радио можно полчаса в день. За любую провинность, любое неподчинение – карцер. Передвижения по тюрьме только в таком положении: согнутая спина, голова вниз, руки за спиной, чтобы заключенные не запомнили структуру тюремных коридоров им иногда завязывают глаза.

Убивший восьмерых человек, маньяк Владимир Муханкин на суде очень обрадовался, что его не расстреляют. В "Черном дельфине" все изменилось.

"Я здесь лишился всего человеческого. Потому что только собачьи команды: есть, спать, да, гражданин начальник, сел, встал. И ходишь раком все время. Да лучшем, конечно, расстреляли", – сетует осужденный.

Сам процесс переписи для осужденных пожизненно – редчайший случай отступления от жестких тюремных распорядков, который повторится для них не раньше, чем через 10 лет.