Последний русский классик: ни одного памятного места в Москве

Весь читающий мир отметил 22 октября 140 лет со дня рождения Ивана Бунина. Судьба поэта и писателя Серебряного века была под стать истории его страны в век большевизма. Но переживать "Окаянные дни" им пришлось порознь. Бунин так и не смог при жизни вернуться в Москву, где не был с 1918 года.

Весь читающий мир отметил 22 октября 140 лет со дня рождения Ивана Бунина. Судьба поэта и писателя Серебряного века была под стать истории его страны в век большевизма. Но переживать "Окаянные дни" им пришлось порознь. Бунин так и не смог при жизни вернуться в Москву, где не был с 1918 года.

Декабрь 1933 года. Стокгольм торжественно встречает Ивана Алексеевича Бунина – первого русского писателя, удостоенного Нобелевской премии по литературе. Шведская академия присудила её за роман "Жизнь Арсеньева", созданный им уже в эмиграции.

В эти же дни посол Советского Союза в Швеции Александра Коллонтай получила секретное задание любой ценой помешать чествованию белоэмигранта Бунина в Стокгольме. Однако сорвать вручение премии ей так и не удалось. Советское руководство не могло простить Бунину его яркой и острой критики большевистского эксперимента в России. А то, что он писал о вождях революции, вообще подпадало под расстрельную статью.

Например, о Ленине: "Выродок, нравственный идиот от рождения. Ленин явил миру как раз в самый разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее; он разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллионов человек – и всё-таки мир уже настолько сошёл с ума, что среди бела дня спорят, благодетель он человечества или нет?"

Не удивительно, что несколько десятилетий в Советском Союзе Бунина не печатали совсем. А то, что появлялось с 1956 года, было тщательно вычищено цензурой.

В Центральной России не сохранилось ни одного дома или усадьбы, принадлежавших семье Бунина. Все они были уничтожены после революции. Почти ничего не осталось и от бунинской Москвы. Большинство домов, где жил и творил будущий нобелевский лауреат, было снесено в ходе бесчисленных реконструкций исторического центра.

Из шести постоянных московских адресов Бунина до наших дней дошло только вот это здание – дом № 26 на Поварской улице. Здесь писатель жил в 1917 и 1918 годах. Отправляясь отсюда в вынужденное изгнание, Бунин с горечью записал в своём дневнике, что новая, красная Москва буквально на глазах превращается в очень опасный и грязный город с огромным количеством хамов на улицах.

"Разгромили людоеды Москву!" – эти слова Бунина из "Окаянных дней" оказались пророческими, а пророков, как известно, в своём отечестве не жалуют. Каких только музеев и галерей не появилось в столице за последние годы! У иных творцов, заполонивших Москву своими далеко не нобелевскими изваяниями, они похожи на настоящие дворцы. А вот великий русский писатель, создавший шедевры мирового значения, не удостоился в столице даже мемориальной комнаты. Поэтому юбилейную выставку разместили в Литературном музее. Кстати, такой экспозиции у Бунина в Москве тоже никогда не было.

"Это наш национальный позор, что у нас в Москве до сих пор нет музея Бунина – первого из русских писателей, который получил Нобелевскую премию. Москва, конечно, пострадала, и много снесено мемориальных зданий, связанных с именем Бунина, но остались ещё места, в которых реально создать музей Бунина", – уверен Сергей Морозов, старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН.

На выставке можно увидеть копию Нобелевского диплома Бунина. Оригинал находится в Англии, в Лидском университете. Попал он туда из-за отказа советского правительства в 60-е годы приобрести парижский архив писателя ввиду его "малоценности" для советской культуры. Отчасти из-за этого некоторые произведения Бунина до сих пор не опубликованы в России.

Иван Алексеевич умер в ноябре 1953 года на 83-м году жизни и был похоронен под Парижем на знаменитом кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Незадолго до смерти он написал: "Не поколеблено одно: наша твёрдая вера, что Россия, породившая Пушкина, всё же не может погибнуть, измениться в вечных основах своих, и что воистину не одолеют её до конца силы адовы".