Тема:

"Как я провёл этим летом" 13 лет назад

Англия узнала, как мы проводим лето. Реплика Антона Долина

Главный приз 54-го Лондонского кинофестиваля получила картина "Как я провел этим летом" российского режиссера Алексея Попогребского. Участие в Лондонском фестивале и победа на нем - гарантия проката в Англии, но не в России.

На 54-м Лондонском кинофестивале главный приз за лучший фильм присужден российскому фильму - картине Алексея Попогребского "Как я провел этим летом". Радостное событие комментирует обозреватель "Вести ФМ" Антон Долин.

Казалось, что уж осталась позади слава фильма со странным заголовком "Как я провел этим летом", нордического триллера про двоих персонажей, сделанного Алексеем Попогребским, награжденного еще в минувшем феврале в Берлине и прошедшего без сенсационного успеха в нашем прокате. Однако вдруг эта картина, одна из самых необычных отечественных лент 2010 года, напомнила о себе, получив приз за лучший фильм на лондонском фестивале.

Авторитетное жюри возглавляла Патриша Кларксон, а входили в него также знаменитый артист Гэбриэл Бирн и успешный голливудский режиссер Шекхар Капур. Главный приз в Лондоне - что это вообще значит, кроме приятного признания наших небезусловных кинематографических заслуг зарубежными товарищами? Прежде всего, надо понимать, что это за фестиваль. Лондонский смотр - такое же, в общем, локальное явление, как московский, но в последние годы этот традиционный осенний фестиваль стал набирать обороты - приглашать международных звезд и журналистов, а главное - расширять аудиторию: показ без аншлага там (в отличие от Москвы) - редкое явление. Лондонская публика - не наша: взыскательные киноманы, эти зрители в курсе всех новейших тенденций. И признание у таких людей, а фильм Попогребского встречали овацией, вдвойне приятно.

Участие в Лондонском фестивале и победа на нем - гарантия проката в Англии, а это тоже важно. Фестиваль вырос и ему потребовался собственный конкурс. Разумеется, строгих правил тут нет - участвовать могут и картины, засвеченные на более громких смотрах. Но благодаря этому, победа Попогребского приобретает серьезный масштаб. Ведь его соперниками были, в частности, лучшие представители британского кино - живой классик Майк Ли с драмой "Еще один год", считавшейся фаворитом каннского конкурса, автор "На игле" и "Миллионера из трущоб" Дэнни Бойл с таким же, кстати, минималистским триллером "127 часов", Том Хупер с расхваленной критиками драмой о монархе-заике "Королевская речь", знаменитый клипмейкер Марк Романек с хитовым и звездным фильмом "Не отпускай меня" с Кирой Найтли. Но были в списке претендентов на главный приз и нашумевший "Черный лебедь" Дарена Аронофски, которому уже прочат "Оскара", и два главных фильма Канн: тайский "Дядюшка Бунми, способный вспомнить прошлые жизни" Апичатпонга Вирасетакула, получивший "Золотую пальмовую ветвь", и французская драма о монахах-мучениках "О богах и людях" Ксавье Бовуа (лауреат Гран-при).

Вот каких соперников одолел в честной борьбе Алексей Попогребский - а главное, выиграл публику, которая теперь с удвоенным интересом ринется смотреть его фильм в Англии. К превеликому сожалению, для наших зрителей это не указ, да и вообще, видимо, пустой звук: за державу приятно, а кино мы смотреть будем, как и раньше, какое попроще - желательно, голливудское.