Запрашивать архивные материалы у американцев стыдно. Интервью с Сергеем Мироненко

Госархив в этом году празднует юбилей - 90 лет. В честь этого события в архивном городке на Большой Пироговке в Москве открылась уникальная выставка исторических документов. Многие до последнего времени венчала печать "Под грифом "секретно". Здесь можно найти ответы на многие вопросы.

Госархив в этом году празднует юбилей - 90 лет. В честь этого события в архивном городке на Большой Пироговке в Москве открылась уникальная выставка исторических документов. Многие до последнего времени венчала печать "Под грифом "секретно". Здесь можно найти ответы на многие вопросы. Например, являлся ли Сталин агентом царской охранки. Об этой исторической теории Андрей Светенко побеседовал с директором государственного архива России Сергеем Мироненко в студии радио "Вести ФМ". 

Светенко: Сергей Владимирович, здравствуйте.

Мироненко: Здравствуйте, Андрей.

Светенко: Мы опять встретились, чтобы поговорить об истории, встретились мы на 5-й улице Ямского поля. А на Большой Пироговке в Москве, в доме 17, в эти дни работает выставка, посвященная 90-летию Государственного архива Российской Федерации, которую можно посетить, увидеть многие документы, которые наверняка обычные люди в глаза никогда не видели, а главное, что и вычитать из них что-то новое и интересное. Тем более что, я знаю, есть документы, которые пришлось, так сказать, искать, несмотря на то, что, казалось бы, они должны быть в большом количестве. Ну что ж, мы сегодня поговорим о теме, которая в свое время была очень актуальной: был ли Сталин агентом царской охранки? В перестройку это был едва ли не самый главный вопрос вокруг темы Сталина. Сергей Владимирович, по-моему, сейчас это уже не так важно, особенно молодым, что был или не был, не интересно. Хотя вот стоит ли так принимать этот не интерес?

Мироненко: Вы знаете, во-первых, эта теория жива. Буквально несколько дней назад я видел программу "Суд времени" с Николаем Сванидзе. И один из экспертов доктор исторических наук Изольда Леонидовна Серебрякова как абсолютную аксиому говорила: "Ну что говорить про Сталина, когда он агент охранки". Так что эта теория еще жива. Раз. Но для меня, и когда мы выбирали сюжеты для выставки, интересен был несколько иной поворот. Во-первых, документ, на основании которого говорят о том, что Сталин – агент охранки. Документ этот был опубликован в журнале Life в ноябре 1956 года. И когда мы стали искать этот журнал, выяснилось (сначала я думал, что этот журнал в спецхране), выяснилось, что этого журнала не существует ни в Российской Государственной библиотеке, ни в Исторической библиотеке, то есть ни в одной публичной библиотеке России, включая и Библиотеку иностранной литературы. Есть все номера журнала, кроме этого ноябрьского номера. Что меня вообще страшно поразило, потому что как бы выбивало основы для наших…

Светенко: Не о чем говорить, получается.

Мироненко: Не о чем говорить, потому что нет этого журнала.

Светенко: Ну, в Америке-то он есть.

Мироненко: Ну, в Америке. Нам предлагали срочно запросить, но это же стыдно, понимаете, в Америке…

Светенко: Ну что ж, тут все понятно. Настолько это было важно, настолько это серьезно, что изъяли напрочь.

Мироненко: Да, да, да. Даже не изъяли, а уничтожили эти номера. Я очень благодарю Екатерину Васильевну Никанорову, заместителя директора Российской Государственной библиотеки, которая сумела нам помочь разыскать. Она сказала, что это дело ее чести – найти этот экземпляр.

Светенко: И что же?

Мироненко: Она подсказала библиотеку Министерства иностранных дел.

Светенко: Вот все-таки всегда найдется ведомство, которое нарушит какое-то указание.

Мироненко: Я поэтому глубоко верю, что рукописи и, в частности, книги, они не горят. Знаете, есть циркуляр что-то уничтожить, но уничтожить все практически невозможно. Итак, мы имеем этот номер.

Светенко: Ну, так ведь это же не газета, то бишь американский журнал напечатал, они же напечатали какой-то документ исторический.

Мироненко: Вот, вот. А я дальше вам расскажу очень интересную историю. Значит, этот документ хранится в архиве русской фермы, которая была создана Александрой Львовной Толстой, дочерью Льва Николаевича Толстого, для того, чтобы помочь русским политэмигрантам, которые бежали от сталинского террора. Вот Александра с ее фондом выкупила эту ферму, и там стали собираться разные архивные материалы, в том числе, по сообщениям тех, кто опубликовал это, этот документ хранится именно там.

 

Беседу с Сергеем Мироненко слушайте в аудиофайле