"Москву-Сити" построили в самом труднодоступном месте. Интервью с экспертами

На своем первом объезде столичных строек новый мэр Москвы Сергей Собянин обрушился на главу Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы Кузьмина с жесткой критикой за непродуманную транспортную схему столицы и Московский международный деловой центр "Москва-Сити".

На своем первом объезде столичных строек новый мэр Москвы Сергей Собянин обрушился на главу Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы Кузьмина с жесткой критикой за непродуманную транспортную схему столицы и Московский международный деловой центр "Москва-Сити". А позже, на совещании у президента, заявил, что вводить комплекс в строй нельзя без изменения транспортной инфраструктуры. Как исправить эту ошибку и возможно ли это сделать вообще? Об этом Елена Щедрунова поговорила со своими гостями-экспертами в студии "Вестей ФМ".

Щедрунова: Здравствуйте. У микрофона Елена Щедрунова. В студии генеральный директор фонда "Градостроительные реформы" Александр Высоковский. Александр Аркадьевич, здравствуйте.

Высоковский: Здравствуйте.

Щедрунова: И вице-президент Российский гильдии риелторов Константин Апрелев. Константин Николаевич, здравствуйте.

Апрелев: Здравствуйте.

Щедрунова: Когда затевали "Москву-Сити" (напомню, что это конец 1991 года, реализация началась на земле, так сказать, в 1992 году), называли две цели. Первая – удовлетворить ажиотажный спрос на офисы. Хотя в 1992 году я себе слабо представляю ажиотажный спрос на офисы, если честно. И развести историческую и деловую часть города, создав в Москве второй центр. Говорили о том, что есть еще одна цель – это построить квартал небоскребов, финансовый центр города и, может быть, задать некую новацию в архитектуре московской. Что получилось – москвичи знают. Но, тем не менее, когда говорят о том, что это ошибка, почему построили именно там, потому что из всех мест ближе к центру это самое труднодоступное. Ну, как я понимаю, там была промзона, и там все снесли. А что, в Москве где-то близко к центру еще есть места, где можно совершенно спокойно снести промзону и что-то затевать? Александр Аркадьевич, к вам вопрос.

Высоковский: Вопрос, я бы сказал, поставлен не совсем в той плоскости. Дело не в том, чтобы ближе к центру, а дело в том, что там, где нужно.

Щедрунова: А кто определяет "там, где нужно"?

Высоковский: Это определяют профессионалы, градостроители. И в результате их предложений, конечно, городские власти. Дело в том, что подобного рода комплексы, конечно, прежде всего, выполняют, в нашей московской ситуации должны были выполнить символическую функцию новой России. Не будем это забывать. Может быть, это не проговаривалось, но это всегда было. И все три цели, которые вы назвали, так или иначе справедливы. Они были правильными в 1991 году. А ошибкой, если говорить точно об ошибке, были конкретные решения, принятые в тот момент. И не надо думать, что профессионалы не знали, что здесь возможны будут сложности. Все прекрасно знали, что это место находится в очень трудной транспортной доступности, и что это место очень близко к центру.

Щедрунова: Означает ли это, что новый деловой центр нужно было по-любому строить далеко от центра исторического?

Высоковский: Да, конечно. Именно так начиналась логика развития подобных центров, скажем, в Париже. Это было инновационное действие в 1956-57 году, когда строился "Дефанс". Вот образец, с которого стали брать все города подобные комплексы. И там-то он делался на расстоянии 5-ти и даже больше, по-моему, 10 километров.

Щедрунова: По-моему, там больше от центра. Там вообще за окраинами.

Высоковский: Да. По крайней мере, это уже не Париж, а другая префектура.

Щедрунова: Да-да-да, это такая как бы окраина Парижа.

Высоковский: И она была, прежде всего, сделана, связана транспортно-инфраструктурной и так далее, и так далее. Вот правильный подход.

Щедрунова: Но в Париже и ближе к историческим кварталам тоже есть район, где построены небоскребы. Выглядит ужасно, честно вам скажу. Меня всегда пугает, когда я вижу это из окна поезда метро.

Высоковский: Совершенно верно. Ну, пугаться не надо.

Щедрунова: Неприятно, глаз режет.

Высоковский: Неприятно. Но это массивный объем, понимаете, "Дефанс". А остальное – это все отдельные штуки.

Щедрунова: Тем не менее, Константин, Москва – не Париж и не Лондон. И у нас люди… Вот ты построй этот деловой центр за МКАДом, они туда поедут?

Апрелев: Ну, вы знаете, мы видим примеры сейчас хорошей реализации офисных центров и за территорией МКАД. И, в общем-то, я не могу сказать, что они страдают от незаполненности. Другое дело, что действительно нужно было найти сразу несколько компонентов. То есть главные компоненты такой концентрации больших офисных площадей, наверное, это должна быть все-таки транспортная инфраструктура, то есть наличие транспортной доступности. Мы говорим о том, что на сегодня, если мы строим бизнес-центры класса "А", то нужно обеспечить, как минимум, каждые 50 метров офисных площадей одним парковочных местом. То есть на самом деле вот здесь, в Сити, должно было быть 50 тысяч парковок. На сегодня мы говорим о том, что в лучшем случае 20 там есть. Это значит, уже офисы класса "А", построенные там, не обеспечены парковочными местами в должном объеме. Я уже не говорю о том, что на самом деле хорошо бы вообще все виды транспорта задействовать, в том числе общественного адекватно на обслуживание этого центра.

Щедрунова: Слушайте, ну есть же линия просто отдельная метро.

Высоковский: И метро, и железная дорога должна быть, и должна быть хорошая транспортная доступность.

Беседу с экспертами слушайте в аудиофайлах