Нелегальная реклама: как уродуют исторический облик Москвы

Москва скрывает свой истинный облик за рекламными баннерами и перетяжками. Причем, как выясняется, более половины из них размещаются на зданиях нелегально. К такому выводу пришли специалисты из Комитета по культурному наследию.

Москва скрывает свой истинный облик за рекламными баннерами и перетяжками. Причем, как выясняется, более половины из них размещаются на зданиях нелегально. К такому выводу пришли специалисты из Комитета по культурному наследию.

Из этого окна площадь Белорусского вокзала уже месяц как еле-еле видна. Днем темно, а ночью житеям не до сна от бьющих из-за штор фонарей. Под предлогом капитального ремонта их дом сначала одели в леса, а потом укутали в рекламный кокон.

"С нами никто не совещался, от нашего имени был заключен договор, о котором мы узнали по факту возведения лесов", – говорит Инна Тартаковская, жительница дома №2 по Ленинградскому проспекту.

Никакой ремонт фасада, конечно, никто не делает. И жильцам он не очень-то и нужен. Лучше бы поменяли трубы и кровлю. Дом 1937-го года, в котором жили прославленные гражданские летчики Советского Союза, снаружи и так недавно отреставрировали. Но какой он, памятник эпохи, из-за этой одежды никто уже и не помнит.

"Закрыть такой фасад – это безобразие. Это дом, который украшает Москву. И в частности, Северный округ", – отметила Инна Тартаковская.

Нелегальные "скафандры" с домов снимают под покровом ночи. Вот так за одну смену монтажники успевают стянуть четыре сетки. По закону здание в охранной зоне можно закрыть на 30 процентов. И не рекламой – только рисунком фасада. Когда половина центральной Москвы запуталась в сетях, туристы проходят мимо истории – на что тут осталось смотреть.

Подвинуть двигатель торговли из даунтауна власти Москвы решили еще два года назад. Около пятисот растяжек и щитов убрали из охранных зон ЮНЕСКО – Московского Кремля, Новодевичьего монастыря и заповедника Коломенское. Дальше сложнее. В столице 20 тысяч конструкций. Экстендеры – это когда реклама выпуклая, сити-борды, подвижные скроллеры, баннеры. И город готов, пусть не сразу, их убирать и даже готов лишиться рекламных сборов.
"Наша задача не сократить, а более глобальная – оптимизировать рекламу, перераспределить объемы из центра на периферию", – сказал Александр Менчук, первый зампредседателя Комитета рекламы, информации и оформления Москвы.

В основном пока Комитет зачищает рекламу за счет сноса незаконных конструкций. Подключился и другой комитет – по культурному наследию. Он за такие меры. Но только их, по мнению Москомнаследия, мало.

В конце октября Москомнаследия объявил акцию среди москвичей – сфотографируйте вопиющую рекламу на вашем или соседнем доме и пришлите на сайт комитета. Уж он то разберется, законно ли ее разместили.

"Здание "Известий" не памятник, Сытинский дом, который мы не видим, – памятник регионального значения. Это наиболее болезненное место, Москомнаследия здесь ничего не согласовывало. Ни этот щит, ни кока-колу, ни щиты на домах", – рассматривает один из случаев Антонина Золотухина, начальника отдела комитета по культурному наследию Москвы.

За несколько дней акции в электронный ящик комитета упали десятки писем со снимками. Что ни сообщение, то крик души. Вот одно из них: "Вот дом, в котором я живу. Построен в 1937-м году по образцу римского палаццо. Теперь это палаццо "Шанхай" напротив метро Красносельская".
Жители много снимают на фотоаппарат то, что надо снять немедленно, на Бульварном кольце. Там тысячи щитов и растяжек. И это при том, что бульвары Москвы – историческая охраняемая зона. Кто их ставил, кто разрешил – тайна, покрытая баннером.

"На территории Бульварного кольца нами были согласованы только 20 конструкций", – сообщила Антонина Золотухина, начальника отдела комитета по культурному наследию Москвы.

Надомные конструкции Москомнаследия вообще никогда не согласовывает. Получается, что эти исполинские буквы рекламы на зданиях тоже на полулегальном положении. А вот так выглядит улица Пятницкая, на которой главный офис комитета и расположен. Хватит на целый фотоальбом, "только для ценителей".

Пока щиты пролетают, как фанера над Москвой, рекламщики уже не выбирают выражений в адрес властей. Они согласны – наружки уже неприлично много, но должны же быть хоть какие-то приличия в отношениях.

"Мы демонтировали 9 перетяжек на Тверской, панорамные виды открылись на Кремль, тем не менее, на рынке масса предложений на размещение на наших старых местах, по цене ниже, чем существуют на рынке", – говорит Данил Першин, президент Региональной ассоциации наружной рекламы и информации.

Крупнейший оператор наружной рекламы теперь сам снимает уже чужие растяжки, чтобы рынок не обвалился. А компенсацию в виде новых мест так от города и не дождался. Рекламщики умоляют дать им "достоять". До окончания соглашений осталось года полтора-два. И уже потом честным агентствам их надо продлевать, а новичкам продавать на аукционе, как и задумано.

"Нам инвестиционный горизонт навязывается 3-5 лет. А комитет хочет самые современные конструкции, а они никогда не окупятся за 5 лет", – жалуется Данил Першин.

К 2012-2013 годам, когда истечет большинство 5-летних договоров, скорее всего, реклама сменит наружность. Появится единое стилевое решение. Мелкие сообщения останутся на уличной мебели – это часы, остановки, тумбы и заборы. Большие уйдут с перекрестков – ведь, засмотревшись на баннер, водитель может не успеть затормозить на светофоре. И все конструкции, по замыслу комитета по рекламе, должны стать более технологичными.

"Сейчас наружная реклама выходит в 3D, в объем, современные технологии, с подсветкой, с динамикой", – отмечает Алексей Бахтеров, генеральный директор рекламного агентства.

У наружной рекламы сила воздействия не меньше, чем у телевизионной. А в пробках и вовсе работает любой формат, времени рассматривать полно. Но когда столица в баннерах утопает, то ни на нее, ни на рекламу уже никто не обращает внимания. А вот остроумную растяжку всегда заметят, запомнят и даже на ее фоне сфотографируются.