Япония вновь задаёт России курильский вопрос

В районе Курильской гряды произошло три землетрясения
Руководство Страны восходящего солнца сделало ряд резких заявлений по поводу визита на Курильские острова президента России Дмитрия Медведева. Дошло до официального вручения ноты протеста российскому послу в Токио.

Курильский вопрос снова задел Японию. Руководство страны сделало ряд резких заявлений по поводу визита на острова президента Дмитрия Медведева. Дошло до официального вручения ноты протеста российскому послу в Токио. Впрочем, экспертов не слишком удивили действия японского правительства. Многие политологи уверены, что дальневосточный сосед просто использовал очередной повод, чтобы напомнить о своих притязаниях на Курилы. И заявления политиков в большей степени адресованы гражданам Японии, чем Москве. Но тональность заявлений вряд ли уже останется незамеченной.Тему продолжит корреспондент "Вести ФМ" Николай Осипов.

Когда Юрий Визбор написал песню о Курильских островах, вряд ли он предполагал, что слова в чем-то отразят не только даль и красоту тех мест, но и характер политических отношений по поводу принадлежности островов. Японская дипломатия буквально "измоталась" и "закрутилась" в поисках момента, когда можно вновь напомнить о своих территориальных претензиях. Попытки Москвы сгладить противоречия уже не впервые разбиваются о бескомпромиссность Токио, комментирует политолог Павел Данилин.

"Несмотря на все эти встречи без галстуков, длительное и позитивное отношение наших политиков, последний из демаршей может перечеркнуть весь позитив, который был наработан", - отмечает Данилин.

Многие эксперты воспринимают высказывания из Японии скорее как демонстрацию убеждений, чем реальный расчет как-то повлиять на Москву. Во-первых, вряд ли здравомыслящий политик станет в подобном тоне указывать президенту соседней страны, куда ему стоит ехать, а куда нет. Во-вторых, нынешнее правительство Японии было сформировано только летом, демократическая партия, получившая власть, спешит как-то проявить себя. Тема Курил - идеальный повод. Но ошибок уже наделали достаточно, оценивает заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, профессор МГИМО Сергей Лузянин.

"Самая большая ошибка японской дипломатии - это ошибка, сделанная в прошлом году, когда победившая демократическая партия, решив перенести свои оппозиционные лозунги в реальную внешнюю политику Японии, провела через парламент законопроект о северных территориях, где черным по белому написано, что Курильские острова - это исконные японские земли. Ну, это уже совсем антироссийская риторика", - отмечает Лузянин.

Действия японских дипломатов уже окрестили "риторикой из прошлого". История действительно оказывает влияние. Ведь острова окончательно отошли России после Второй мировой войны. А до того, в результате более успешных военных действий, Япония владела южной частью Сахалина. Нынешнее правительство с большой охотой вернуло бы те времена. И это накладывает отпечаток на всю японскую политику, которая порой абсолютно не вписывается в общепринятые международные нормы, продолжает Сергей Лузянин.

"Российско-японский спор - это фундаментальный спор. Речь идет об итогах Второй мировой войны и сохранении статуса-кво и мирных договоренностей в Сан-Франциско. К тому же и Советский Союз в 1956, и Россия в 90-х предлагали Японии компромиссный вариант 1956 года, но Япония восприняла это как слабость и предъявила заявку на все острова Курильской гряды", - поясняет Лузянин.

Для многих очевидно, что обострение отношений вряд ли будет на руку Японии. Ведь японское правительство заинтересовано в диалоге в большей степени. Иначе как еще можно будет напоминать о своих территориальных притязаниях? А таких притязаний у Токио хватает. Не только по поводу Курил, Япония спорит почти со всеми соседями и почти со всеми спор идет исторический, напоминает Павел Данилин.

"Есть неурегулированные претензии и у Кореи, и у Китая, но там вопросы не только земли, но и вопросы истории, и вопросы поведения японцев на их территории в первой половине XX века, которое было буквально зверским", - комментирует Данилин.

Промежуточный итог очередного курильского обострения - российскому послу вручили в Токио ноту протеста. Российский МИД назвали ситуацию неприемлемой. Но дипломаты в Москве сумели сохранить такт и корректность, будто преподавая партнерам из Страны восходящего солнца урок дипломатии и восточного спокойствия, которого в вопросе Курил никак не могут обрести японские политики.