Жизнь Черномырдина прошла в атмосфере нефти и газа. "Утро с Владимиром Соловьевым"

Сегодня в Москве скончался бывший премьер-министр России Виктор Черномырдин. Черномырдин скончался у себя дома около 4 часов утра, до последней минуты он был в сознании. Владимир Соловьев и Анна Шафран вспомнили биографию политика в программе "Утро с Владимиром Соловьевым. Полный контакт".

Сегодня ночью в Москве на 73-м году жизни скончался бывший премьер-министр России Виктор Черномырдин. С 2009 года Черномырдин был спецпредставителем президента по вопросам экономического сотрудничества с государственными представителями СНГ. Черномырдин скончался у себя дома около 4 часов утра, до последней минуты он был в сознании. В марте этого года Виктор Степанович потерял жену, которая умерла после продолжительной болезни. Политик очень тяжело переживал эту утрату. Владимир Соловьев и Анна Шафран вместе со слушателями "Вести ФМ"  вспомнили биографию и личность политика  в программе "Утро с Владимиром Соловьевым. Полный контакт".

Соловьев: Скончался Виктор Степанович Черномырдин. Он плохо уже выглядел в последнее время, и, к сожалению, эта новость трагическая, но, увы, ожидаемая.

Виктор Степанович, конечно, был большой, вот реально большой человек. Я с ним имел честь быть знакомым. Так получилось, что в силу своей профессии я несколько раз брал интервью у Виктора Степановича, и в последний раз, когда он уже работал в должности посла на Украине. И меня удивило, насколько Виктор Степанович отличался от того образа, который активно сам себе и придумал и который тиражировал телевизионный эфир, такого несколько косноязычного, но очень своего. Виктор Степанович блестяще говорил по-русски, когда камера была не включена, речь лилась как того требуют каноны русского языка, и ни в коей мере все его знаменитые выражения не выскакивали. Но как только включалась камера, он понимал, чего от него ждут журналисты, и надевал на себя такое обличье немножко "запростецкое", и дальше уже, конечно, выдавал фразы.

Виктор Степанович – человек, награжденный, и заслуженно, всеми степенями Ордена "За заслуги перед Отечеством". Человек, который возглавлял правительство Российской Федерации на протяжении многих лет. Он был первым председателем правительства Российской Федерации, с 1993 года, а до этого был председателем Совета министров. То есть, до 1998 года де-факто он стоял у руля российского правительства. По-разному можно оценивать его деятельность, но, очевидно, что благодаря некоторым его личностным характеристикам, например, не удалось расхитить "Газпром". И "Газпром" остался в лоне государства, и газовая отрасль не постигла такая же абсолютная беда, как случилось с нефтяной. Хотя бы от газа имеет возможность российское государство все-таки что-то получать, а не жалкие подачки от олигархов.

Интересно, что он, конечно, классическое воплощение "советской мечты". Степан Маркович и Марфа Петровна Черномырдины наверняка никогда бы не подумали, что из семьи простого шофера, а Степан Маркович был шофером, вдруг появится большой государственный деятель.

Шафран: Прямо сейчас с нами на связи Владимир Вольфович Жириновский.

Соловьев: Вице-спикер Государственной Думы, один из политических старожилов, который, конечно, многие годы наблюдал в действии Виктора Степановича Черномырдина. Здравствуйте, Владимир Вольфович!

Жириновский: Добрый день!

Соловьев: Такая печальная, конечно, новость пришла. Уходит целая эпоха.

Жириновский: Да.

Соловьев: Какие у Вас воспоминания о Викторе Степановиче? Вы же знали его, наверное, на протяжении всех этих 20 с лишним лет его активной политической жизни в составе российского правительства.

Жириновский: Это был типичный советский министр. Потом он плавно перешел в разряд министров уже новой России. И особенно меня порадовало, когда он пригласил меня после выборов в январе 1994 года. Ельцин... тогда были отношения напряженные после выборов первого президента – я участвовал, его критиковал. А Черномырдин – я его никак не критиковал тогда, первые 2 года к нему практически никаких претензий не было. И вот это добродушие его. То есть поздравил он, улыбнулся. И вообще, на протяжении 6 лет он вел нормальные контакты со всеми лидерами партий. Никаких не было проблем. Он с удовольствием встречался и пытался как-то решать проблемы, связанные с тем, чтобы проходили законы, чтобы как-то позицию правительства поддержать. То есть он сам напрямую делал. Не какие-нибудь там клерки ходят, чего-то там нашептывают, а он сам практически выполнял ту роль, которую сегодня выполняет целое управление внутренний политики в администрации президента.

И вообще всю работу на себе, так сказать, тянул. Мы чувствовали, что есть премьер-министр. У Ельцина все-таки были больше представительские функции. И какие-то проблемы там, связанные с банкирами, с олигархами, какие-то международные дела. А все хозяйство на себе он тянул. То есть, он мог быть немножко почти Столыпиным. Но не получилось у него. Немножко Косыгиным. Но, понимаете, мешали. Мы чувствовали, что он многое хотел бы по-другому делать, но делал все под диктат самого Ельцина и его окружения. Поэтому он не был самостоятельным премьер-министром. Это как бы минус нашей политической системы.

Соловьев: То есть он был техническим премьер-министром, да?

Жириновский: Да. Он был всегда техническим. А от него требовали политических решений. Тот же взять Буденновск или другие проблемы. Он занимается сельским хозяйством, допустим, газом, летним отдыхом, а ему говорят, вот там Буденновск захватили. Ну, пускай бы Ельцин занимался. То есть вот в этом проблема была, что его обвиняли в том, в чем он не был виноват, поскольку он был хозяйственник. Вот он был действительно хозяйственник. Он старался все делать, он старался слушать людей. Он встречался с ними. И было какое-то добродушие, какой-то легкий юмор, может быть, какая-то теплота… Жена его, по-моему, Клавдия Степановна ее звали, к ней тоже можно было подойти в Кремле, когда были какие-то тусовки, там Новый год, какие-то праздники…С ней поговорить, с ним. То есть очень общительный человек, который на максимум себя выкладывал и шел на компромиссы.

 

Полностью эфир программы "Утро с Владимиром Соловьевым" слушайте в аудиофайлах.

Читайте и слушайте также:

Американцы сказали "нет" политике Обамы

Погибшая в ДТП на Ленинском получила право на защиту