Капица о Черномырдине: он хотел как лучше, и у него получалось как лучше

Не стало Виктора Черномырдина. Политика яркого и неординарного. Он прошел путь от рабочего до премьер-министра. О том, каким был Черномырдин, рассказывают чиновники различных уровней, деятели культуры и науки, так или иначе соприкасавшиеся с Виктором Степановичем по работе.

Не стало Виктора Черномырдина. Политика яркого и неординарного. Он прошел путь от рабочего до премьер-министра. О том, каким был Черномырдин, рассказывают чиновники различных уровней, деятели культуры и науки, так или иначе соприкасавшиеся с Виктором Степановичем по работе.

"Он был действительно достойный политик, – говорит спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. – Политик, который в очень сложный период руководства правительством сумел сделать много добрых дел. Провести необходимые реформы и, что самое поразительное, сохранить свое доброе имя. Потому что когда мы сегодня вспоминаем о Викторе Степановиче, мы вспоминаем о нем добром, любовью и необычайной болью, потому что его уход, а он еще молодой человек – ему 73 года всего, не было 73 лет, его уход – огромная потеря для нас. Потому что он был очень важным для России и для многих из нас человеком и политиком".

"Можно много говорить. Кто-то критикует, кто-то наоборот поддерживает, но я могу сказать, что вот в то время нашей стране, конечно, очень повезло с таким сильным, могучим, очень любящим страну, свое дело человеком, который не боялся говорить правду, который не боялся решать самые сложные, самые тяжелые вопросы. Для меня лично, во всяком случае, это очень большая, очень такая серьезная потеря", – говорит в свою очередь глава МЧС России Сергей Шойгу.

"С уходом Виктора Степановича нашу политическую арену покинул очень крупный деятель, человек дела, – полагает российский ученый, главный редактор журнала “В мире науки” Сергей Капица. – Я соприкасался с Виктором Степановичем в основном в последние годы его жизни. Но в памяти большинства людей он останется как один из создателей нашей крупнейшей корпорации "Газпром".

По словам ученого, ему приходилось участвовать в обсуждениях с Черномырдиным в проекте "Имя Россия". "Его комментарии и выводы были очень интересны. Он как человек дела именно таким образом судил деятелей прошлого – не по тому, что они говорили, а по тому, что они делали. Именно это привлекало меня в личности Виктора Степановича", – говорит Капица.

"Мы с ним говорили о том, кого из деятелей советской эпохи следовало бы обсуждать, – продолжает ученый. – Я упоминал Косыгина, который 15 лет был премьер-министром СССР. И надо было видеть, с каким энтузиазмом Виктор Степанович вспоминал этого человека. Он прямо сказал, что без его помощи не было бы ни "Газпрома", ни ВАЗа и многих других дел".

Сам Виктор Степанович помогал также и науке в то трудное время, когда ему довелось возглавлять наше правительство, когда денег было мало, и наука была далеко не первым приоритетом в нашей стране, напоминает Капица.

"Таким, я думаю, Виктор Степанович и запомнится многим лицам, которые с ним соприкасались в жизни, которые могли оценить его в первую очередь как человека дела, к тому же обладавшим замечательным чувством юмора. Его фраза "Хотели как лучше, а получилось как всегда" вошла уже в народную речь. Но мне кажется, что к нему самому она как раз неприменима. Он хотел как лучше, и у него получалось как лучше", – заключает ученый.