Барак Обама: Америке нужны новые идеи

Америке нужны "новые идеи", способные ускорить экономический рост и форсировать создание рабочих мест. Президент Барак Обама часто повторял это на пресс- конференции в Белом доме, подчеркивая свою готовность рассматривать любые действенные решения и идти на компромиссы.

Америке нужны "новые идеи", способные ускорить экономический рост и форсировать создание рабочих мест. Президент США Барак Обама часто повторял это на пресс- конференции в Белом доме, подчеркивая свою готовность рассматривать любые действенные решения и идти на компромиссы.

Часовая пресс-конференция в битком набитом представителями СМИ Восточном зале Белого дома была посвящена итогам состоявшихся во вторник промежуточных выборов в конгресс США. Возглавляемая Обамой демократическая "партия власти" потерпела на них сокрушительное поражение, но все же не полный разгром: уступив оппозиции большинство мест в палате представителей, она сохранила за собой контроль над сенатом.

Судя по спокойному тону Обамы, он воспринимает случившееся философски. Напоминая о собственном триумфе двухлетней давности, он с самого начала заявил, что бывают итоги выборов, "кружащие голову", а бывают и "приводящие в смирение". Под занавес Обама признал, что перенес "взбучку", которую не рекомендовал бы никому из своих будущих преемников. Естественно, он намерен безотлагательно налаживать рабочее взаимодействие с новым руководством конгресса.

Другое дело, что, признавая в целом свою "президентскую ответственность" за политику страны в последние два года, хозяин Белого дома никаких особых просчетов в этой политике не усматривает. Он уверенно защищал основные достижения своей администрации – от пакета бюджетных стимулов, "позволившего стабилизировать" состояние национальной экономики в условиях кризиса, до беспрецедентной реформы системы медицинского обслуживания в стране.

Конечно, Белый дом не может не видеть, что экономические меры пока не приносят желаемых результатов, особенно в сфере занятости, и Обама это признавал. Но он подчеркивал, что впредь оппозиции в конгрессе уже мало будет просто критиковать правительство, а придется нести свою долю ответственности за судьбу страны. Красной нитью в высказываниях президента США проходила мысль о том, что избиратели требуют не бесконечных препирательств на политической кухне, а решения проблем, что "дело не в идеологии, а в прогрессе". Обама напоминал, что народ будет, в конечном счете, судить и о его собственной работе, и о деятельности законодателей не по словам, а именно по результатам.

Помимо содержания политики, в ней часто бывает важна и форма. Президент США признал, что нередко уделял этому недостаточно внимания, поскольку увлекался выработкой необходимых стране и политически "проходных" решений. Но, по сути, и такого рода упреки он тоже отмел, напомнив, что на таком же этапе своего президентства схожие политические поражения терпели и "великие коммуникаторы" – Рональд Рейган и Билл Клинтон.

Самого Обаму многие считают человеком эмоционально если не холодным, то прохладным, и он в очередной раз подкрепил это впечатление, проведя встречу с журналистами в ровном, размеренном, чуть отстраненном "профессорском" тоне. Он предлагал репортерам задавать вопросы, сверяясь с вынутым из кармана списком, что еще более усиливало ощущение академичности, поскольку напоминало поведение профессора, вызывающего студентов для ответа.

Все "вызванные", даже представитель неамериканского агентства Reuters, задавали вопросы исключительно по тематике самих США. Международные отношения Обама упоминал лишь по собственной инициативе и только в контексте конкурентной борьбы на мировых рынках. Он сказал, что именно эта конкуренция, а не внутренние межпартийные разборки сейчас – "главный вызов" для США, и с сожалением упомянул о том, что Китай недавно обошел Америку и как создатель самого быстродействующего в мире суперкомпьютера. "Открывать рынки" Обама едет на днях и в несколько других стран Азии.

За все время пресс-конференции эмоциональный градус высказываний президента США немного повысился лишь пару раз: когда он говорил о своих товарищах по партии и о простых американцах. Барак Обама признал, что ему лично тяжело было смириться с утратой соратников, безропотно снесших поражение на выборах "ради правого дела", и выразил надежду на то, что многие из этих людей, так или иначе, останутся на госслужбе.

Что касается простых сограждан, то в отношении них президента, судя по его высказываниям, переполняют смешанные чувства. Личные встречи с ними в ходе поездок по стране и письма от них, которые он каждый день читает на ночь, порой "надрывают сердце" Обамы, а порой и "невероятно вдохновляют" его. Свою тираду о том, какие замечательные в Америке люди, президент завершил оптимистичным заверением в том, что из нынешних неурядиц страна, по его убеждению, выйдет "еще более сильной, чем прежде".