"Шинель" Юрия Норштейна. Две премии за незаконченный фильм

Легендарный российский аниматор Юрий Норштейн рассказал о фильме "Шинель" по повести Гоголя. Режиссёр снимает его около 30 лет. Несмотря на то, что лента не закончена, у неё уже есть две награды: первая премия Международного конкурса технических фильмов и большая золотая медаль Академии художеств.

Легендарный российский аниматор Юрий Норштейн рассказал о своём фильме "Шинель" по повести Гоголя. Режиссёр снимает его около 30 лет. Несмотря на то, что лента не закончена, у неё уже есть две награды: первая премия Международного конкурса технических фильмов и большая золотая медаль Академии художеств.

"Шинель" по мотивам повести Гоголя. Фрагмент мультфильма. Пока не озвученный. Режиссер Юрий Норштейн. Легенда отечественной мультипликации, автор "Ежика в тумане" замахнулся на классику почти 30 лет назад. Но съёмки не закончил до сих пор.

"Когда в 1986 году пошли вот эти перестроечные дела, первое, что сделали – отобрали павильон. Это было в 86-м году. После этого я 9 лет или 8 не работал вообще", – вспоминает режиссёр и художник-мультипликатор Юрий Норштейн.

Первые отснятые кадры – ужин Акакия Акакиевича. У Гоголя он ест кусок мяса. Норштейн решил, что, отступая от текста, можно сказать гораздо больше. И накормил своего героя супом.

"Конечно, можно было сделать, что он ест кусок мяса, и что мухи ему залетают в рот и вылетают, но мне не это было интересно, не это важно. А мне важно было, что он ест в предощущении, что следом за этим последует работа по переписыванию. А это, собственно говоря, составляет суть его жизни", – поясняет Норштейн.

В каждом кадре – новое выражение лица. Норштейн прорисовывает все чувства героя. Поэтому он становится таким понятным, почти живым, и в то же время никак не может запомниться.

"У него плывущее лицо. Вот если мы вспомним лица невыразительные, то мы, пытаясь в сознании восстановить это лицо, мы всё время приближаемся, но никак не можем остановиться и твёрдо сказать: вот это оно в нашей памяти", – отмечает Норштейн.

Ничем не примечательный и безумно одинокий. С трагичной судьбой. И всё это – в затерянном во вселенной городе, в гоголевском Петербурге. Такая история просто не могла стать цветной.

"Петербург, мороз, холод, сумрак. Что вы хотите? Короткий день там – 5-6 часов, наступают сумерки, какое там цветное кино?! Конечно, чёрно-белое", – убеждает зрителей в правильности выбранной цветовой гаммы режиссёр.

Когда закончатся съемки "Шинели", Юрий Норштейн держит в секрете. Если фильм всё-таки выйдет на экраны, то станет одним из самых титулованных в российской анимации. У него уже есть две награды за эскизы и подготовительный материал: первая премия Международного конкурса технических фильмов и большая золотая медаль Академии художеств.