Самый непопулярный президент США признал свои ошибки в "книге-катастрофе"

В США вышли мемуары Джорджа Буша-младшего. Американцы думали, что последние два года он скрывался, вёл затворнический образ жизни на своём ранчо в Техасе, но на самом деле Буш усердно трудился. В книге рассказал, как бросил пить, почему решил напасть на Ирак и признал многие свои ошибки.

В США вышли мемуары Джорджа Буша-младшего. Американцы думали, что последние два года он скрывался, вёл затворнический образ жизни на своём ранчо в Техасе, но на самом деле Буш усердно трудился. В книге рассказал, как бросил пить, почему решил напасть на Ирак, почему медлил с помощью пострадавшим от "Катрины". И вообще, признал очень многие свои ошибки.

Пусть мемуары Джорджа Буша высмеивают, будто это книжка-раскраска: например, разворот о том, что президент чувствует, когда отправляет войска в Ирак и Афганистан, но книга становится хитом продаж за несколько дней до премьеры.

Буш не даёт интервью два года, ведёт жизнь затворника в Техасе, похоже, склонившись над клавиатурой. Сегодня книга Decision points, то есть "Точки принятия решений", – на полке книжного магазина за 35 долларов, автор – в телевизионном эфире. Необычная студия: холодные серые стены, нарочито простая мебель. Беседа один на один. Журналист словно в роли следователя, задаёт жёсткие вопросы, как этот: "Почему вы разрешаете пытки заключенных?"

Буш оправдывается: "Мне юристы говорили – это не противоречит закону".

Тему закона, войны в Ираке, причин для вторжения прямо накануне выхода книги поднимает режиссёр Даг Лайман, пересказывая один из самых громких скандалов восьмилетки Буша: "дело Валери Плэйм" – агента ЦРУ и её мужа-дипломата, который доказывает: утверждения Белого дома, о том, что Ирак закупает уран в Нигерии, несостоятельны.

А ведь именно этим оправдывают бомбардировки Багдада.

Он в миллиметре от того, чтобы заплакать, кажется, дважды. Первый, когда он откровенно говорит об отношениях с отцом. Второй, когда вспоминает о встрече с родственником погибшего солдата. Чуть позже смеётся, когда ему напоминают о выступлении на авианосце, где он объявит: миссия выполнена, война завершена. Это слова об Ираке, это май 2003-го, но слишком быстро станет понятно, что это только начало войны.

О войнах, которых не случились, в книге упоминается впервые. Например о том, что Буш рассматривает варианты нанести удар по Сирии, подозревая, что Дамаск разрабатывает собственную ядерную программу военного назначения. Президент пишет о сентябре 2001 года, почему он не в силах шелохнуться 8 минут, когда помощник говорит ему: второй самолёт таранит небоскреб на Манхэттене. Буш признается, он думает в тот день, что самолёт, рухнувший в Пенсильвании, сбит американскими ВВС.

Писать мемуары, оставив Белый дом, стараются почти все американские лидеры после Второй мировой войны. Но моду эту заводит 18-й президент США Уилисс Грант. Его книга выходит в 1885-м. Это откровения полководца северян времен Гражданской войны. Но взяться за перо Гранта толкает отсутствие денег.

Гонорар Джорджа Буша – коммерческая тайна. По слухам, только аванс – семь миллионов долларов.

Но что заставляет Буша печатать мемуары, давая такие называния главам "Завязал пить", "Катрина", "Финансовый кризис", если даже беглое чтение по диагонали подсказывает: этот литературный труд – точно "книга-катастрофа"?