Роман Вильфанд: народные приметы всё чаще не работают

Синоптики предупреждают, суббота и воскресенье √ это последние теплые выходные в этом году. Дальше √ похолодание, снег и даже метель... В которую сложно поверить, судя по тому, что творится сейчас в парке...
Автомобилисты по-прежнему лихачат, как будто и не знают, что при самом безобидном минусе дороги могут превратиться в каток
Синоптики предупреждают, суббота и воскресенье √ это последние теплые выходные в этом году. Дальше √ похолодание, снег и даже метель... В которую сложно поверить, судя по тому, что творится сейчас в парке...
Автомобилисты по-прежнему лихачат, как будто и не знают, что при самом безобидном минусе дороги могут превратиться в каток
В столичном регионе сохраняется аномально тёплая погода. 10 ноября 2010 года войдёт в историю метеонаблюдений как самый "жаркий" день. О текущей погоде в Москве, о закрытии станции Быково и о том, работают ли народные приметы в наши дни, Вестям.Ru рассказал Роман Вильфанд.

В Москве в среду установлен второй за два дня температурный рекорд. Столбики термометров на метеостанции ВВЦ поднялись до отметки 13 градусов. И это при полном отсутствии солнца. Таким образом, 10 ноября 2010 года стал самым "жарким" за всю историю метеонаблюдений. Рекорд месяца держался с 1927 года. Аномалия температуры воздуха составляет сейчас около 10 градусов.

О текущей погоде в Москве, о закрытии станции Быково и о том, работают ли народные приметы в наши дни, Вестям.Ru рассказал директор Гидрометцентра Роман Вильфанд. Он дал нашему сайту большое интервью.

Вильфанд сразу обратил внимание на то, что приметы в наше время работают все реже. Специалисты проверили массу примет. К сожалению или к счастью, но никакой статистической связи не существует. "Нет зависимости между погодой в какой-то конкретный день и макропогодой в зимний или летний период. Я слышал что-то подобное даже про рябину: дескать, если рябина красная, то и зима будет суровой. Но мы проверяли. Выяснилось, что бывает и суровая, бывает и очень мягкая, бывает и обычная совершенно", - пояснил эксперт по погоде.

В метеорологии очень важно не верить, а прогнозировать, анализировать ситуацию. Так что в Гидрометцентре знают цену и прогнозам, и народным приметам. "Хотя к народной мудрости нужно уважительно относиться, я для себя такое правило выработал. Когда-то в другую климатическую эпоху эти приметы, возможно, и были справедливы. Но сейчас они не работают", - подчеркнул он.

Нельзя определить погоду и "на глазок", каким бы опытным синоптик не был. Составлять прогнозы можно только на основе моделирования атмосферных процессов, математического моделирования. И здесь важно оборудование, оснащение, условия работы.

"Мы всегда находимся в области догоняющего, - сетует Вильфанд. – Перегнать зарубежные метеоцентры нам не удается. Для решения прогностической задачи очень важно иметь супервычислитель - мощную платформу. В 2009 году такой компьютер был установлен, поэтому мы можем решать сейчас очень сложные задачи. Они связаны не только с увеличением заблаговременности прогноза, хотя это тоже важно, но и с более детальным описанием элементов погоды на ближайшие сутки или двое. Но пройдет еще год-два и мы начнем отставать заметно".

Еще один момент - оснащение наблюдательных сетей. Метеорология заключается в проведении наблюдений, в передаче наблюдений, в обработке информации. Россия опережает многие страны по станциям аэрологического зондирования. А вот по наземной наблюдательной сети мы существенно уступаем. Уступаем и по наблюдениям с помощью так называемых радаров – радиолокаторов.

Очень жаль, но вместе с аэропортом Быково закрылась и метеостанция. Она предоставляла в круглосуточном режиме данные о погоде в юго-восточном секторе Подмосковья. Есть станции, которым 3-5 лет, а той метеостанции было больше 70. По словам Вильфанда, потеря очень серьезная. И если в Китае, допустим, около 30 тысяч станций, то у нас всего пять с половиной тысяч – и метеорологических, и гидрологических.

Вместе с тем метеорологов в стране не должно быть много, но это должны быть специалисты высшего класса. "В стране должно быть синоптиков тысячи две, не больше. Сейчас примерно такое количество и есть, - рассказал руководитель Гидрометцентра. - Очень важно, чтобы был приток молодежи. Вот с этим сложнее. А серенькие, средненькие синоптики нам не нужны".

"Кстати, многие почему-то говорят о профессии метеоролога с шуткой, а ведь это очень серьезная профессия. Хотя анекдоты про синоптиков меня не обижают. Я в принципе люблю анекдоты. Анекдоты о метеорологах они действительно такие смешные, добродушные, нет такой черной злости, - поделился Вильфанд своим мнением с Вестями.Ru. - Но рассказать не готов".