Железные "артисты"

В фильме "Край" Алексея Учителя снялись паровозы из локомотивного депо "Петербург-Сортировочный-Московский".

В фильме "Край" Алексея Учителя снялись паровозы из локомотивного депо "Петербург-Сортировочный-Московский".

Паровоз Ов-324, выпущенный на Невском заводе в 1905 году. "Овечка", как называют его машинисты, сейчас полностью разобрана. Вскоре ее снимут с рельсов и поменяют все внутренние детали. В каких только фильмах не снимали "овечку". Последняя работа железной "актрисы" – в фильме Алексея Учителя "Край". Работы было много, паровоз поизносился, но железнодорожники говорят, что ремонт плановый.

"Когда были съемки фильма, нашим машинистам приходилось обучать актеров, как управлять паровозом", – рассказывает слесарь по ремонту старых паровозов Алексей Грук.

Рядом с "овечкой" – не менее легендарный Су (Сормовский усиленный). Он тоже снимался у Алексея Учителя. Машина была закамуфлирована под немецкий курьерский паровоз. Сейчас она не на ходу. Ее тоже скоро будут ремонтировать.

Паровоз Су символизирует сталинскую эпоху и нашу победу в Великой Отечественной войне. Такие приходили в 1945 году на все вокзалы, были украшены цветами и портретами вождя.

"Издали, с востока, шел скорый поезд. Паровоз работал на большой отсечке. Машина с битвой брала пространство и светила со своего фронта вперед сияющим прожектором". В прозе Андрея Платонова, который сам был сыном железнодорожного слесаря, мир паровозов, огромный и яростный, предстает во всем величии. В кабине машиниста, у горящей топки становится жаль, что эта техника ушла в прошлое.

Всего в фильме "Край" снимались пять старинных паровозов. Владимир Машков играл машиниста паровоза Эу, выпущенного в 1928 году. Это небольшие машины, которые во время войны работали на прифронтовых территориях.

На съемках все было по-настоящему. Паровоз разгонялся до скорости 65 километров в час. Помощник машиниста отправлял их в путь, как и 60 лет назад. Все начищено, нигде не видно трещин, помощник машиниста не обнаружил неполадок – можно ехать.

Работы у Алексея Грука во время съемок фильма прибавилось. В депо непрерывно приводили в порядок один или два паровоза, чтобы сразу же отправить их на съемочную площадку. Иногда слесарям приходилось делать ремонт на месте. Алексей смотрит все фильмы, где участвуют его любимцы, и у него есть вполне обоснованные замечания к режиссерам.

"Посмотришь старые черно-белые фильмы – там красиво. А теперь как-то снимают кусками: гудок отдельно, колесо отдельно, все в пару почему-то, черный дым. А на самом деле нормальный паровоз лишнего дыма не даст", – подчеркивает Алексей Грук.

Депо "Петербург-Сортировочный-Московский" – одно из немногих в стране, где бок о бок с современными локомотивами работают паровозы. Здесь 11 старинных машин, самой младшей – 54 года. Слесари делают все возможное, чтобы продлить им жизнь, чтобы люди в этом веке могли хотя бы изредка соприкоснуться с миром паровозов, который описал Андрей Платонов.