Российские операторы впереди планеты всей. Реплика Антона Долина

Первые объявленные номинации на первую международную кинопремию сезона - премию Европейской киноакадемии - позволили выделить интересную тенденцию: единственные российские кинематографисты, которые пользуются уважением за рубежом, - операторы.

Первые объявленные номинации на первую международную кинопремию сезона - премию Европейской киноакадемии - позволили выделить интересную тенденцию: единственные российские кинематографисты, которые пользуются уважением за рубежом, - операторы. Комментирует обозреватель "Вести ФМ" Антон Долин.

Премия Европейской киноакадемии, бывший "Феликс", в народе попросту "Еврооскар", объявила свои номинации, которые традиционно считаются стартом международного премиального сезона. Сделана интересная попытка вырваться за чисто европейский формат: так, главный фильм-номинант с семью упоминаниями - триллер Романа Поланского "Призрак", вполне голливудский по форме, хотя английский по факту и весьма антиамериканский по содержанию. Второе и третье места по номинациям занимают не вполне европейцы - турок Семих Капланоглу с задумчивой драмой "Мед", получившей в прошлом феврале заслуженного "Золотого медведя" в Берлине, и израильтянин Шмуэль Маоз с мощным военным боевиком "Ливан", завоевавшим ранее не менее заслуженного "Золотого льва" в Венеции. Такая вот Европа - в расширенном составе участников.

Нашлось в нем место и для России: наш берлинский лауреат, режиссер документального кино, в данном случае выступающий в амплуа оператора, Павел Костомаров, снимавший для Алексея Попогребского полярный детектив "Как я провел этим летом", получил свою номинацию. Не поспоришь - с северными пейзажами, да и с живой натурой, от людей до белых медведей, Костомаров работает исключительно. Интересно другое. Скажем, наши актеры, Пускепалис и Добрыгин, также отмеченные щедрым берлинским жюри, в номинации не попали. Более того, взглянув на новейшую историю европейских кинонаград, мы увидим, что наших операторов тут отмечают - правда, не призом, но номинацией, что тоже почетно - в четвертый раз подряд: сначала Михаила Кричмана за "Изгнание", потом Сергея Трофимова за "Монгола", в прошлом году Алишера Хамидходжаева за "Бумажного солдата" и вот теперь Костомарова. И те же люди гребут награды на других смотрах - Хамидходжаев и Кричман в Венеции, Костомаров в Берлине. Более того, приз за операторскую работу в фестивальном каноне не прописан - его каждый раз вводят специально для нас. Какой вывод из этого можно сделать? Похоже, наши нынешние режиссеры для европейцев - еще глубокие провинциалы, за редким исключением, вроде Звягинцева. К нашим актерам несмело, осторожно, но уже присматриваются. А вот наша изобразительная школа со времен Эйзенштейна и до Тарковского всегда поражала Запад. И теперь логичнее и безопаснее всего международным экспертам кажется отмечать именно тех людей, которые отвечают за операторское мастерство. Обидно, хотя в то же время приятно. Будем болеть за Костомарова - вручать премии будут в Таллинне, в первые выходные декабря.