Дмитрий Литовкин: мы должны искать компромиссы между различными народами

Дмитрий Литовкин: мы должны искать компромиссы между различными народами
В России могут быть созданы отдельные славянские и кавказские батальоны. Такое предложение высказали генералы Генштаба Минобороны в связи с участившимися случаями массовых драк между солдатами-срочниками. Эту идею "Вести ФМ" обсудили с военным обозревателем газеты "Известия" Дмитрием Литовкиным.

В России в виде эксперимента могут быть созданы отдельные славянские и кавказские батальоны. Такое предложение высказали генералы Генштаба Минобороны в связи с участившимися случаями массовых драк между солдатами-срочниками. А в Госдуме уже не исключают, что после всестороннего анализа проблем появятся новые "дикие" дивизии по примеру царской армии, в которой существовали и кавказские, и татарские, и финские полки. Эту идею "Вести ФМ" обсудили с экспертом, военным обозревателем газеты "Известия" Дмитрием Литовкиным.

"Вести ФМ": Дмитрий, здравствуйте!

Литовкин: Добрый день!

"Вести ФМ": Что скажете по поводу этой идеи?

Литовкин: Я думаю, что маловероятно, что эта идея будет иметь продолжение, потому что в современных условиях содержать такие дивизии, как вы их называете "дикие", невозможно. Россия – многонациональное государство, и если мы хотим сохранить целостность страны, мы должны искать компромиссы между различными народами, народностями, которые существуют на территории России, в том числе, и в армии.

"Вести ФМ": Но ведь в советские времена такие дивизии были, хоть и негласно. В частности, те, которые отправляли в Афганистан. Они, кажется, были сформированы из выходцев Средней Азии. Разве не так?

Литовкин: Если мы покопаемся в российской, советской истории, да, "дикие" дивизии действительно были. Но в царской России это объяснялось тем, что многие представители национальностей, проживающих на территории России, просто не говорили по-русски, и в случае войны, в том числе, 1812 года, когда были калмыкские конные части, из них формировалось какое-то подразделение, которое управлялось офицерами, которые имели возможность разговаривать на этом языке, они применялись в бою.

В случае с Афганистаном решалась другая задача: в Афганистане проживает большое количество узбеков и таджиков, и надо было искать компромисс с местным населением, поэтому были такие части. В современных условиях у нас был батальон "Восток" в Чечне, который и действовал на территории Чечни. На другой территории России я не вижу, где можно применять такие части.

"Вести ФМ": Но аргумент выдвигается вот какой: что все равно происходит межнациональные конфликты, и в армии конфликты эти ни к чему. Так почему бы, что называется, на корню их ликвидировать, просто развести людей разных национальностей по разным дивизиям?

Литовкин: Конфликты возникают даже в моноколлективах, где будут одни только русские или представители только каких-то других национальностей. Этого не избежать. Это проблема командиров, их усилий по наведению порядка в подразделениях. И, соответственно, занятость этих подразделений непосредственно в боевой подготовке, когда на ерунду не остается времени. Если мы их разведем, мы получим малоуправляемые воинские подразделения, которые будут жить по своим внутренним законам. И считаться подразделениями российской армии они не будут, потому что любое национальное подразделение в любой момент может выйти из-под контроля у командования в Москве и так далее, и мы можем ждать очень больших неприятностей.
 

Полностью комментарий Дмитрия Литовкина слушайте в аудиофайле.