В настоящее время издается слишком много учебников. Ученики и родители теряются в многообразии. Многие школы выбирают экспериментальные программы и учебники, которые не отличаются хорошим качеством и утяжеляют детский портфель, который грозит школьникам искривлением позвоночника. Пока родители думают над тем, как разгрузить современного школьника и придумывают заведомо невыполнимые правила, дети продолжают тянуть свою ношу. Почему ученики вынуждены носить в школу так много тяжелых и скучных учебников? Это и многое другое Дмитрий Губин и Людмила Шаулина обсудили со слушателями и экспертами "Вести ФМ" в программе "Утро с Дмитрием Губиным".
Шаулина: У моего ребенка, он сейчас в третьем классе, у него 5 уроков в день. На каждый урок ему нужно взять, положить в портфель, учебник один, учебник второй, еще так называемая "тетрадь на печатной основе" – это какое-то новшество наше, где напечатаны тексты, которые понять невозможно….
Губин: Прости меня, я провел детство при старом режиме, зачем два учебника на один урок?
Шаулина: Видимо так проще запутать ребенка.
Губин: Ты хочешь сказать, что 10 учебников таскает?
Шаулина: Он таскает 3 учебника на один предмет, всего их 5, и итого – 15, плюс еще обычные тетрадки, плюс еще дневник, пенал и что-то такое необходимое ребенку.
Губин: Ты взвешивала, в смысле не Колю, а его ранец?
Шаулина: Это порядка 4,5 кг. В первый и во второй класс ребенок не ходил один в школу не потому, что мы боялись его отпускать, а потому, что он не мог таскать это все.
Губин: Господа, что вы думаете, по поводу количества, качества и веса школьных учебников, той нагрузки в буквальном физическом смысле слова, которая давит на спины, на позвоночник наших детей?
Шаулина: Вот предложили электронные носители, сразу возникает вопросы: первое, кто будет их покупать? По-моему, ответ очевиден. А если родители не могут?
Губин: Одну секундочку. Давай все эти вопросы я переадресую Марьяне Безруких, директору Института возрастной физиологии РАО. Марьяна Михайловна, здравствуйте.
Безруких: Доброе утро.
Губин: У нас две идеи прозвучали: первая – это электронные "ридеры", это, действительно, удобная штука. Я сам в поездки беру давно. С этого лета я беру не книги, я беру просто Sony Reader, в который половина знаний, выработанных человечеством, вмещается спокойно. Это удобно: это электронные чернила второго поколения, там нет подсветки экрана, то есть это естественное освещение. Это вот одна идея - перейдем на электронный "ридер". Ее Дмитрий Медведев, насколько я знаю, очень поддерживает. Вторая идея такая, из далекого социалистического прошлого: пусть учебник выдается в классе постоянный, а второй комплект учебников - дома, чтобы заниматься и вообще ничего в школу таскать не нужно. Вот, что Вы думаете?
Безруких: Давайте начнем с "ридера". Это было бы хорошо, если бы мы знали, как должен быть организован этот процесс. К сожалению, исследований, оценки этих "ридеров", по критериям того, какой должен быть "ридер", нет. И мы прекрасно понимаем, что как бы ни говорили нам разработчики, что там подсветка экрана, что чернила какого-то поколения… Я сама пользуюсь "ридером" уже два года, но должна вам сказать, глаз устает достаточно сильно.
Шаулина: Вот, о чем надо подумать.
Бузруких: Хотя процесс книжного чтения тоже совсем нелегок, но есть требования к учебной книге. Причем, требования к учебнику достаточно жесткие. Шрифт, фон, четкость и все остальное. Я думаю, это, возможно, будет хорошо, если мы будем знать, как это влияет и какие требования нужно предъявить к "ридеру".
Губин: Понятно, против "ридеров" поставили жирный знак вопроса. Теперь вторая идея.
Безруких: А вот учебники в школе – это вещь старая. Библиотеки школьные всегда имели учебники. И это совсем не проблема. И, возможно, для того, чтобы ученики начальной школы не носили эти учебники… Речь ведь сейчас идет о детях начальной школы в основном.
Шаулина: Но если мы говорим про тяжести, конечно.
Безруких: Мы должны понять, что нельзя вводить никакие технические средства, пока мы не поймем и не убедимся в том, что они безвредны для здоровья.
Губин: Вообще, Вы знаете, Марьяна Михайловна, у меня такое ощущение, что российским школам не хватает вот этих "локер румов" американских.
Шаулина: Вообще, это отличная идея.
Губин: Приходит мальчик или девочка в школу, открывает свой железный шкафчик - исчезают вот эти гардеробы, где мелочь тырят и будут тырить всегда - берет там свой комплект учебников на этот день…
Безруких: Да.
Губин: Ура.
Безруких: Это совсем неплохой вариант, потому что у нас есть огромные коридоры, огромные холлы, которые в школах, которые вполне можно для этого. Чтобы не было там вот этого обезьянника за решеткой, а сделать, действительно, индивидуальные ящики для детей и там можно, с одной стороны, хранить учебники, с другой стороны, хранить там сменку, и тоже не нести ее на себе и все остальное, что необходимо ребенку.
Полностью эфир программы "Утро с Дмитрием Губиным" слушайте в аудиофайлах.