Школьники тянут непосильную ношу. "Утро с Дмитрием Губиным"

5-6 килограммов - это средний вес портфеля ученика младших классов. Это всё равно слишком тяжёлая ноша для ребёнка. На другую чашу весов специалисты предлагают положить электронный учебник.
Школы выбирают программы и учебники, которые не отличаются качеством и утяжеляют портфель. Почему ученики носят в школу так много тяжелых и скучных учебников? Это и многое другое Дмитрий Губин и Людмила Шаулина обсудили со слушателями и экспертами "Вести ФМ" в программе "Утро с Дмитрием Губиным".

В настоящее время издается слишком много учебников. Ученики и родители теряются в многообразии. Многие школы выбирают экспериментальные программы и учебники, которые не отличаются хорошим качеством и утяжеляют детский портфель, который грозит школьникам искривлением позвоночника. Пока родители думают над тем, как разгрузить современного школьника и придумывают заведомо невыполнимые правила, дети продолжают тянуть свою ношу. Почему ученики вынуждены носить в школу так много тяжелых и скучных учебников? Это и многое другое Дмитрий Губин и Людмила Шаулина обсудили со слушателями и экспертами "Вести ФМ" в программе "Утро с Дмитрием Губиным".

Шаулина: У моего ребенка, он сейчас в третьем классе, у него 5 уроков в день. На каждый урок ему нужно взять, положить в портфель, учебник один, учебник второй, еще так называемая "тетрадь на печатной основе" – это какое-то новшество наше, где напечатаны тексты, которые понять невозможно….

Губин: Прости меня, я провел детство при старом режиме, зачем два учебника на один урок?

Шаулина: Видимо так проще запутать ребенка.

Губин: Ты хочешь сказать, что 10 учебников таскает?

Шаулина: Он таскает 3 учебника на один предмет, всего их 5, и итого – 15, плюс еще обычные тетрадки, плюс еще дневник, пенал и что-то такое необходимое ребенку.

Губин: Ты взвешивала, в смысле не Колю, а его ранец?

Шаулина: Это порядка 4,5 кг. В первый и во второй класс ребенок не ходил один в школу не потому, что мы боялись его отпускать, а потому, что он не мог таскать это все.

Губин: Господа, что вы думаете, по поводу количества, качества и веса школьных учебников, той нагрузки в буквальном физическом смысле слова, которая давит на спины, на позвоночник наших детей?

Шаулина: Вот предложили электронные носители, сразу возникает вопросы: первое, кто будет их покупать? По-моему, ответ очевиден. А если родители не могут?

Губин: Одну секундочку. Давай все эти вопросы я переадресую Марьяне Безруких, директору Института возрастной физиологии РАО. Марьяна Михайловна, здравствуйте.

Безруких: Доброе утро.

Губин: У нас две идеи прозвучали: первая – это электронные "ридеры", это, действительно, удобная штука. Я сам в поездки беру давно. С этого лета я беру не книги, я беру просто Sony Reader, в который половина знаний, выработанных человечеством, вмещается спокойно. Это удобно: это электронные чернила второго поколения, там нет подсветки экрана, то есть это естественное освещение. Это вот одна идея - перейдем на электронный "ридер". Ее Дмитрий Медведев, насколько я знаю, очень поддерживает. Вторая идея такая, из далекого социалистического прошлого: пусть учебник выдается в классе постоянный, а второй комплект учебников - дома, чтобы заниматься и вообще ничего в школу таскать не нужно. Вот, что Вы думаете?

Безруких: Давайте начнем с "ридера". Это было бы хорошо, если бы мы знали, как должен быть организован этот процесс. К сожалению, исследований, оценки этих "ридеров", по критериям того, какой должен быть "ридер", нет. И мы прекрасно понимаем, что как бы ни говорили нам разработчики, что там подсветка экрана, что чернила какого-то поколения… Я сама пользуюсь "ридером" уже два года, но должна вам сказать, глаз устает достаточно сильно.

Шаулина: Вот, о чем надо подумать.

Бузруких: Хотя процесс книжного чтения тоже совсем нелегок, но есть требования к учебной книге. Причем, требования к учебнику достаточно жесткие. Шрифт, фон, четкость и все остальное. Я думаю, это, возможно, будет хорошо, если мы будем знать, как это влияет и какие требования нужно предъявить к "ридеру".

Губин: Понятно, против "ридеров" поставили жирный знак вопроса. Теперь вторая идея.

Безруких: А вот учебники в школе – это вещь старая. Библиотеки школьные всегда имели учебники. И это совсем не проблема. И, возможно, для того, чтобы ученики начальной школы не носили эти учебники… Речь ведь сейчас идет о детях начальной школы в основном.

Шаулина: Но если мы говорим про тяжести, конечно.

Безруких: Мы должны понять, что нельзя вводить никакие технические средства, пока мы не поймем и не убедимся в том, что они безвредны для здоровья.

Губин: Вообще, Вы знаете, Марьяна Михайловна, у меня такое ощущение, что российским школам не хватает вот этих "локер румов" американских.

Шаулина: Вообще, это отличная идея.

Губин: Приходит мальчик или девочка в школу, открывает свой железный шкафчик - исчезают вот эти гардеробы, где мелочь тырят и будут тырить всегда - берет там свой комплект учебников на этот день…

Безруких: Да.

Губин: Ура.

Безруких: Это совсем неплохой вариант, потому что у нас есть огромные коридоры, огромные холлы, которые в школах, которые вполне можно для этого. Чтобы не было там вот этого обезьянника за решеткой, а сделать, действительно, индивидуальные ящики для детей и там можно, с одной стороны, хранить учебники, с другой стороны, хранить там сменку, и тоже не нести ее на себе и все остальное, что необходимо ребенку.
 

Полностью эфир программы "Утро с Дмитрием Губиным" слушайте в аудиофайлах.