Дмитрий Черняков: "Воццек" – очень сильное эмоциональное послание

Опера "Воццек" в постановке Дмитрия Чернякова номинирована на 7 "Золотых масок". Это – главная отечественная театральная премия. Кроме того, французы собираются издавать спектакль на DVD и транслировать 26 ноября на всю Европу. Постановщик "Воццека" Дмитрий Черняков дал интервью "России 24".

Опера "Воццек" в постановке Дмитрия Чернякова номинирована на 7 "Золотых масок". Это – главная отечественная театральная премия. Кроме того, французы собираются издавать спектакль на DVD и транслировать 26 ноября на всю Европу. Постановщик "Воццека" Дмитрий Черняков дал интервью "России 24".

"Один из первых "Воццеков", который состоялся в мире в конце 20-х годов, был в Санкт-Петербурге. И сам Альбан Берг приезжал на его премьеру. То есть, в России премьера состоялась сразу после берлинской премьеры в 25 году, – рассказывает Черняков. – Когда год назад была премьера спектакля, мы все были в очень большом напряжении. Потому что непонятно, как это все сложится. Это первый эксперимент, первый опыт, и все шло немножко на ощупь. Музыканты, оркестр и хор никогда такую музыку не исполняли. Русский зритель практически никогда со сцены оперного театра этого не слышал".

"Когда мне было лет 19, я достал старую виниловую пластинку производства ГДР, где была запись "Воццека", – вспоминает режиссер. – Я не мог это слушать и через каждые три минуты попытки откладывал эту музыку. Мне казалось, что у меня наступает акустическая травма. Я не мог пробиться никак. Даже пытался слушать какие-то симфонические куски из финала, хотел как-то найти общие точки. Я не мог понять, как это устроено. Для меня это было чужое, не срасталось".

Но, видимо, что-то изменилось. То ли ухо как-то по-другому стало ощущать, то ли слушательский опыт изменился. Последние лет 7-8 Черняков, по его словам, видел уже много "Воццеков" в разных театрах. "А теперь, когда год назад я приступил к работе, стал заниматься этой оперой, я понимаю, что это одно из самых прозрачных, доступных, мелодичных сочинений, которые я знаю, – говорит режиссер. – Просто залежи богатейшего мелодизма. Надо просто найти свой способ взаимодействия этим произведением. Потому что, когда ты настроишься на эту волну, ты будешь очень вознагражден. Это очень сильное эмоциональное послание".