В России появится первая особая экономическая портовая зона

В России появится первая особая экономическая портовая зона под частным управлением. В Москве подписано соглашение о ее создании между Минэкономразвития, губернатором Мурманской области и двумя МО - Кольским районом и городом Мурманском.

В России появится первая особая экономическая портовая зона под частным управлением. Соглашение о ее создании подписано между Министерством экономического развития России, губернатором Мурманской области и двумя муниципальными образованиями - Кольским районом и городом Мурманском.

"Транспорт - барометр экономики". В Арктике он должен показывать ясно. IV Международный форум начал свою работу в Москве именно с подписания соглашения по созданию в Мурманске ОЭЗ. Надежды на возрождение связывают с ней и область, и столица Заполярья. Как заметил глава Мурманска Степан Тананыкин: "Это ключевое событие в жизни города".

Кольский район всегда был дотационным, в его ведении находятся резко ставшие лакомыми земли западного берега Кольского залива, где развернется основное строительство угольных и нефтяных терминалов и 30-километровой железнодорожной ветки Лавна - Выходной.

Глава администрации Кольского района Михаил Чекрыгин уверен: "Портовая база даст большое количество рабочих мест, а это деньги, зарплаты, люди, семьи".

Особая зона - вспомогательный инструмент с налоговыми льготами и минимизированными административными барьерами - подтолкнет развитие забуксовавшего проекта Мурманского транспортного узла и освоение Штокмана. С ее помощью планируется увеличить грузооборот порта до 100 миллионов тонн, создать почти 3 тысячи рабочих мест. Налоговые поступления в бюджеты всех уровней должны превысить 40 млрд. рублей.

Изюминка мурманской особой зоны не только в том, что впервые в стране она создается на базе уже действующего порта, но и в ее частном, а не государственном управлении.

Заместитель министра экономического развития РФ Олег Савельев заметил: "Мы очень боролись за это, поскольку чем меньше чиновников занимается управлением, тем оно эффективнее".

Губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко сказал: "Финансирование пойдет из трех источников - инвесторы, государство и вложения за пределами зоны в транспортную инфраструктуру, в первую очередь, РЖД".

Суммарные инвестиции по требованию Минэкономразвития должны превышать 150 млрд. рублей. Главная фигура - инвестор. Его доля - 57 млрд. Имена будущих резидентов пока не определены, но уже понятно, что это компании, заинтересованные в перевалке генеральных грузов, - угольщики, нефтяники, горно-обогатительные и добывающие предприятия.

Журналисты интересуются: "Мурманская особая зона - последний способ привлечь охладевших инвесторов, это соглашение, скорее, политическое, подтверждение доброй воли заинтересованных сторон?" Президиум в один голос не соглашается с такой постановкой вопроса.

Как рассказал Олег Савельев: "Политическим оно было, когда вносили на согласование". Губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко заявил: "Это первый шаг - технологическое решение. Прописаны шаги, сроки, порядок регулирования".

Россия крайне заинтересована в модернизации главных арктических ворот и самого Северного морского пути. Без Мурманского морского порта стратегия развития экономического развития Арктики, над которой работает правительство, - пустой звук. Последним толчком для создания особой экономической зоны стало решение выездной морской коллегии 3 октября. И уже через 10 дней постановление об этом подписал премьер.

Долго запрягали. Быстро ли поедут? По крайне мере, все участники соглашения полагают, что Мурманская область получила не просто одноразовый крупный улов, но и хорошую удочку для дальнейшего развития экономики. Не успели высохнуть чернила под этим, как губернатор области начал обсуждать с Минэкономразвития создание еще одной особой экономической зоны - в Териберке.