Режиссер, бросивший вызов богу, отмечает юбилей. Реплика Антона Долина

Сегодня исполняется 70 лет одному из самых необычных режиссеров мира - американцу, который отказался от американского гражданства ради британского, автору "Бразилии" и "Короля-рыбака" Терри Гиллиаму. О его непростом творческом пути вспоминает обозреватель "Вести ФМ" Антон Долин.

Сегодня исполняется 70 лет одному из самых необычных режиссеров мира - американцу, который отказался от американского гражданства ради британского, автору "Бразилии" и "Короля-рыбака" Терри Гиллиаму. О его непростом творческом пути вспоминает обозреватель "Вести ФМ" Антон Долин.

Уроженец провинциального американского Миннеаполиса, что в штате Миннесота, и, видимо, недаром сын плотника впервые бросил вызов господу богу, изобразив его смешным бородатым старикашкой, пародией на известного спортивного комментатора, в сенсационной кинокомедии "Монти Пайтон и Святой Грааль", в середине 1970-х. К тому моменту Терри Гиллиам уже успел получить образование политолога, поучаствовать в издании юмористического журнала, поработать рекламщиком и заслужить репутацию креативного и остроумного аниматора. За это его и пригласили в одну из британских телестудий, где он сошелся с гениальной пятеркой авторов и комиков из "Монти Пайтон", став единственным американским членом коллектива. Сперва рисовал для них мультики-заставки, постепенно стал одним из сценаристов и актеров, а со временем научился режиссуре - и так главная профессия Гиллиама настигла его в далеко не юношеском возрасте.

В Англию он влюбился навсегда - да и разве могли оценить на чопорной американской родине его страсть к абсурдным, жестоким и всегда парадоксальным шуткам? Кончилось тем, что он вовсе отказался от американского гражданства, став подданным британской короны. Недаром и первым полнометражным фильмом Гиллиама оказался "Бармаглот", по одноименному стихотворению Льюиса Кэрролла, а первым зрительским успехом уже в начале 1990-х - трогательный "Король-рыбак" с Джеффом Бриджесом и Робином Уильямсом, по отдаленным мотивам того же мифа о короле Артуре и Святом Граале. Свой статус хулигана он поддерживал и после распада "Монти Пайтон" - и только в невинных детских "Бандитах во времени" это сходило с рук.

Уже вдохновенные "Приключения барона Мюнхгаузена" с юной Умой Турман с треском провалились в прокате, не окупив и половины бюджета, несмотря на четыре "оскаровские" номинации. Еще хуже было с шедевром Гиллиама, самобытной и жутковатой антиутопией "Бразилия" - потрясающий финал студия требовала переделать так настойчиво, что картина чуть так и не осталась навеки лежать на полке. Ни фантастические во всех смыслах "Двенадцать обезьян" с участием суперзвезд - Брюса Уиллиса и Брэда Питта, ни блестящая наркоманская сага "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" с Джонни Дэппом и Бенисио дель Торо, ни чудная сказка "Братья Гримм" с Хитом Леджером и Мэттом Дэймоном не снискали зрительской популярности, а продюсеры, сжимая зубы все крепче, подсчитывали убытки, и никакие крики критиков о культовом режиссере не были им утешением. Кризис настал лет десять назад - съемки высокобюджетного "Человека, убившего Дон-Кихота" с Жаном Рошфором и Джонни Деппом трагически сорвались, потом чудом был спасен "Воображариум доктора Парнаса", на съемках которого умер Хит Леджер.

В общем, судьба продолжала насмехаться над Терри Гиллиамом, а он продолжал бросать ей один вызов за другим, притворяясь несведущим ребенком и делая мнимую невинность прикрытием для своих гадких и прекрасных шалостей, как это было в нашумевшей "Стране приливов". Так или иначе, он еще жив, и опять собирается снимать своего "Дон Кихота". Удивляться этому трудно: вряд ли в истории кинематографа когда-либо существовал персонаж, так же сильно похожий на Рыцаря печального образа, как Терри Гиллиам.