Читатели Алисы Ганиевой услышат звон горных ручьёв. "Книги" с Сергеем Шаргуновым

Алиса Ганиева. Салам тебе, Далгат! Издательство АСТ. Алиса Ганиева родилась в 1985 году и выросла в Дагестане. Журналист, литературный критик, автор авангардных детских сказок. То, что Алиса еще и прозаик, выяснилось год назад.

Алиса Ганиева. Салам тебе, Далгат! Издательство АСТ.

Алиса Ганиева родилась в 1985 году и выросла в Дагестане. Журналист, литературный критик, автор авангардных детских сказок.

То, что Алиса еще и прозаик, выяснилось год назад. Вручали премию "Дебют", объявили победителя по имени Гулла Хирачев, а на сцену вышла прекрасная Алиса, и выяснилось, что она выиграла под мужским псевдонимом.

Дебютная повесть Ганиевой и дала название всей книге. В повести "Салам тебе, Далгат!" показан один летний день юного дагестанца. Насыщенно-тревожная и одновременно пыльно-скучная реальность. Ведь и напряженность может стать однообразной. Важная особенность прозы Ганиевой – язык. Язык описания здесь простой, четкий, фактурный. Язык героев колоритен, поскольку говорят они на смеси наречий, на странном сленге, ставшим привычным для жителей Дагестана, но неизвестном остальным. Таким образом, Алиса Ганиева знакомит нас с речью соплеменников. Но не только с речью – с их нравами и манерами, наконец, с обстоятельствами их жизни.

Обстоятельства, прямо скажем, не сахар. Алиса показывает общество, где насилие – привычно. Очень противоречивое общество. Старинный уклад входит в противоречие с глобализацией, а человеческое достоинство попирается жестокой коррумпированной системой. Безработица рифмуется с разбоем, безверие рифмуется с фанатизмом. Таковы темы, которые Алиса обдумывает и проговаривает не только в названной повести и рассказе "Шайтаны", но и в "Дагестанских очерках", представленных в книге. Убийства, месть, похищения, кровавая распря между родственниками, когда один боевик, другой милиционер – это все приевшаяся реальность.

- Айдемира застрелили, - сказал вихрастый парень, выпучивая глаза. – Отвечаю, сам видел! Он стоял, же есть, и раз пуля ему в голову, откуда не знаю.
- Мансарда открытая, откуда хочешь могли стрельнуть, - раздались голоса.

О современном Кавказе из литературы доселе можно было узнать мало, разве что от авторов, воевавших на чеченской войне. И вот Кавказ, кажется, заговорил. Появились интересные писатели, знающие жизнь Кавказа не понаслышке. Понятно, что не всем из местных нравится такая "художественная огласка" происходящего. Алису Ганиеву уже критикуют и осуждают многие дагестанцы, мол, зачем "внешнему миру" знать правду, часто неприглядную. Но на то Алиса и писатель, чтобы рассказывать вольно и честно.

У нее оригинальные герои. Чем-то напоминающие летящих по небу героев Марка Шагала. Люди, населяющие ее прозу, выглядят нервно, наивно, и как-то причудливо поэтично.

Мирра с родителями даже съездила в горы, в село Гуниб, и там им подарили новорожденного щенка кавказской овчарки. Они назвали щенка Шашлык, потому что им нравилось звучание этого слова.

Они, как дети, герои Ганиевой. И прежде всего они - живые люди. Уставшие от зла и горя. Это хорошо, что такая книга вышла, и хорошо, прежде всего, для тех читателей, которые слышали о сегодняшнем Кавказе только звон – эхо очередного взрыва. Пускай услышат и другие звоны – горных ручьев, свадебных бокалов, смеха, плача… У Ганиевой – живая проза. Переполненная жизненными звуками.

"Книги" с Сергеем Шаргуновым на радио "Вести ФМ"