Культурное книгоиздание в России – под угрозой исчезновения. Интервью с Ириной Прохоровой

Культурное книгоиздание в России – под угрозой исчезновения. Интервью с Ириной Прохоровой
1 декабря в ЦДХ открывается Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction. В этом году на ярмарку возложена дополнительная задача - подвести культурные итоги Года России-Франции.

1 декабря в ЦДХ открывается Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction. В этом году на ярмарку возложена дополнительная задача - подвести культурные итоги Года России-Франции. В студии радио "Вести ФМ" обозреватель Антон Долин пообщался с участником ярмарки, издателем Ириной Прохоровой.

Долин: Добрый день. У микрофона - Антон Долин. И мы говорим сегодня о, наверное, одном из самых важных и главных завершающих книжных событий года – это ярмарка Non fiction, которая открывается уже в который раз в Москве, в помещении Центрального Дома художника. Она открывается в самом начале декабря и продлится до 5 числа, если не ошибаюсь. Наша гостья сегодня – Ирина Прохорова, глава издательства "Новое литературное обозрение", которое традиционно принимает участие в этой ярмарке. Ирина Дмитриевна, привет.

Прохорова: Добрый вечер.

Долин: Давайте вот с чего начнем. Поначалу название Non fiction, когда ярмарка впервые проходила, было декларативным. Это литература как бы неформатная, не рассчитанная на какие-то колоссальные тиражи, на какое-то рекламное продвижение.

Прохорова: Ну, скажем так, интеллектуальная литература – это то, что в российской традиции соответствует просто качественной литературе, как художественной, так и, скажем, не художественной.

Долин: Я все последние годы, что туда хожу, всегда поражаюсь прежде всего разнообразию того, что там вижу. Там есть вообще все. То есть там и представляют, и торгуют любыми книгами. Разве что самых таких дешевых детективов в бумажных обложках там нету. Но в остальном там можно и детские книжки найти, и для юношества и молодежи, и только из картинок, и комикс, кроме действительно серьезных каких-то фундаментальных исследований, которые в свою очередь не найдешь на других книжных ярмарках. Вот это расширение формата, оно как произошло, стихийно? С чем это вообще связано?

Прохорова: Это вообще сложный жанр, и я бы сказала, что в некотором смысле это уникальная ярмарка. Мы не очень много видели аналоги мировые, чтобы сделать такую снобистскую ярмарку, где мы предлагаем только культурным издателям представлять свою продукцию. Я понимая прекрасно, что, конечно, жизнь поправляет все идеальные планы. А, в общем, такого прецедента, по-моему, особенно не было. И это было сознательно, в конце 90-х годов создан проект. И это была попытка, во-первых, промоутировать качественную литературу, а с другой стороны, показать, что в России сложился книжный рынок, в котором удельный вес культурных издательств очень велик.

Действительно, во второй половине 90-х годов был золотой век культурного книгоиздания в России. Как издатель могу здесь сто раз присягнуть, что эти слова – совершенно точно не иллюзия. И в этом смысле, я бы сказала, то, что вы видите сейчас, это не дефект самой ярмарки, а это, к сожалению, то состояние книжного рынка, которое мы сейчас наблюдаем. И существует парадокс, поскольку в общественном сознании укрепилась мысль, что последние годы – это все-таки наиболее стабильные, благополучные годы. Но на самом деле, с точки зрения культурного издательства, это драматическая ситуация.

В общем, культурное книгоиздание в России как корпорация, скажем так, под большой угрозой исчезновения. Количество культурных издательств сокращается, на их место как бы воспроизводства не происходит или происходит в уменьшенных масштабах, и каждое новое издательство становится все в некотором смысле меньше и меньше, то есть оно приобретает уже черты если не домашнего, то по крайней мере уже совсем малотиражного издательства.

Мы видим в российском варианте печальный процесс монополизации книжного рынка, когда образуются крупные мощнейшие издательские комплексы, и ничего плохого в них само по себе нету, но в отсутствие этого важнейшего слоя именно культурного книгоиздания, все это ведет к стагнации самой индустрии. Об этом уже сколько было писано и говорено. И мы все время любим приводить примеры Америки и Англии, и вообще европейских стран, которые кричат о том, что большие концерны поглощают маленькие. И нам казалось, что к нам это не относится. У нас почти никто ничего не поглощает. Просто культурные издатели не выдерживают прессинга – налогового, экономического - отсутствия дистрибуции, инвестиций в эту отрасль. Они просто погибают. То есть какая разница, как это происходит индивидуально? Мы, к сожалению, в этом процессе мировом, увы, присутствуем.

Интервью с Ириной Прохоровой слушайте в аудиофайлах 

Слушайте интервью на другие актуальные темы на сайте радио "Вести ФМ"