"Приразломная" – нефтедобывающий отель в Ледовитом океане

Первая морская нефтедобывающая платформа для освоения арктического шельфа доставлена в Мурманск. В сложнейшей операции по транспортировке многотонного сооружения с верфи в Архангельске участвовали мощные буксиры. А буровые работы в экстремальных условиях Арктики должны начаться уже следующим летом.

Первая морская нефтедобывающая платформа для освоения российского арктического шельфа доставлена в Мурманск. В сложнейшей операции по транспортировке многотонного сооружения в бушующем море с верфи в Архангельске участвовали мощные буксиры. А буровые работы в экстремальных условиях Арктики должны начаться уже следующим летом.

На восьмой день пути, пережив сильнейший шторм в Баренцевом море и задержавшись из-за плотного тумана, буровая платформа "Приразломная" вошла в порт Мурманска. Весь маршрут из Архангельска эту железную махину тащили, преодолевая сильные течения, шесть буксиров. Кольский залив закрыли для судоходства почти на сутки. Там, где крупнотоннажные танкеры могут легко разойтись, платформа еле уместилась по габаритам.

"Объекты таких габаритов в России еще не транспортировались, поэтому это первенец, можно сказать. И погодные условия были суровые", – говорит заместитель генерального директора ОАО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" Валерий Бородин.

"Приразломная" – первая своя, отечественная морская буровая платформа, способная работать на шельфе Ледовитого океана. Ее заложили на Архангельских верфях 15 лет назад. Главным подрядчиком поначалу выступали англичане, над начинкой работали американские специалисты, а всего при строительстве буровой были привлечены более 100 подрядчиков из-за границы и 5 тысяч рабочих.

"Как наши строители говорят, любая операция на этих платформах – это для нас уникально, мы это делаем все впервые. Если ремонт и строительство подводных лодок – это нам все близко и знакомо, и мы знаем, за какой болт взяться и каким ключом завернуть, то здесь все достаточно сложно и проблематично", – рассказывает руководитель отдела Центра судоремонта "Звездочка" Евгений Гладышев.

Высота одной только буровой вышки – 52 метра, как 17-этажный дом. Сама платформа – небоскреб с кранами и вертолетной площадкой. 48 скважин способны добывать ежедневно до 20 тысяч кубометров нефти.

Для ее экипажа созданы все условия для длительного и автономного проживания вдали от материка. Здесь все как в хорошей гостинице с четырьмя звездами: комфортные каюты для персонала, большая столовая, комната отдыха, на одной из этажей этой плавучей базы есть сауна.

Диспетчер жилого модуля платформы "Приразломная" Михаил Буянов показывает: "Здесь существует 2 кинозала, существует спортивный... Тут ещё не установили тренажёры, теннисные столы. Для отдыха, как говорится, все условия есть".

Работать на буровой придется в экстремальных условиях. Платформа может продолжать бурение даже при температурах до минус 50 градусов. И высоте волны до 20 метров.

"Приразломной" и ее команде отводится особая роль в отечественной истории добычи ископаемых на морском шельфе. От кого, как сработает эта буровая, зависит реализация более масштабного Штокмановского проекта, а это уже миллиарды тонн стратегических ресурсов. Чтобы их добывать, нашим специалистам нужен опыт. Приобрести его можно будет на этой буровой платформе, способной круглогодично работать в северных широтах.

До следующего лета "Приразломная" пробудет в Мурманском порту. Необходимо завершить наладочные работы. С берега на платформу проложат мостовой переход для проезда большегрузных самосвалов, чтобы загрузить почти 400 тысяч тонн балласта. В помощь местным специалистам Севмашпредприятие командировало полторы тысячи человек. Ожидается, что на пробное бурение в Печорское море "Приразломная" выйдет в июле будущего года. Нефти и газа на месторождении, в честь которого названа платформа, должно хватить на 25 лет активной разработки.