Без сквозняков и яркого света: шедевры Амати, Страдивари и Гварнери – в музее Глинки

"Я на ней играла", - с любовью говорит о скрипке Страдивари Алёна Баева. В этот раз Алёна Баева, одно из ярчайших молодых дарований в современном скрипичном искусстве, Страдивари предпочла Гварнери. Хотела сравнить звук, а получилось - вес.
"Я на ней играла", - с любовью говорит о скрипке Страдивари Алёна Баева. В этот раз Алёна Баева, одно из ярчайших молодых дарований в современном скрипичном искусстве, Страдивари предпочла Гварнери. Хотела сравнить звук, а получилось - вес.
В музее имени Глинки открылась выставка уникальных музыкальных инструментов. Здесь представлены шедевры Амати, Страдивари, Гварнери – эти экспонаты требуют особых условий хранения. Прикасаться к ним могут только специально обученные сотрудники музея и только в белоснежных перчатках.

Страдивари, 55-й, 23-го года.

Они не виделись несколько лет и встретились на выставке в музее имени Глинки.

"Я на ней играла", – с любовью говорит Алёна Баева.

В этот раз Алёна Баева, одно из ярчайших молодых дарований в современном скрипичном искусстве, Страдивари предпочла Гварнери. Хотела сравнить звук, а получилось – вес.

"Она очень лёгкая, очень лёгкая", – удивляется скрипачка.

Оказалось, скрипка давно не звучала и требует настройки. И вот они – долгожданные звуки 300-летней выдержки.

"Невероятная мощь, действительно потрясающее состояние у скрипки", – восхищается музыкант Алёна Баева.

Скрипач Граф Шандорович Муржа хороший инструмент по запаху чует.

"Всё равно мастерской пахнет", – подносит он скрипку к носу.

Скрипка Страдивари, рождённая в последний год жизни великого мастера – в 1736-м, долгое время считалась безвозвратно утерянной. Её искали по всему миру, а нашли в Юсуповском дворце Санкт-Петербурга. Инструмент был замурован в подвальную стену.

"При этом скрипка абсолютно ничего не потеряла ни в звуке, ни в чём. Несмотря на то, что пролежала какое-то время", – констатирует мастер-реставратор Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов Василий Вяткин.

Граф играет на скрипке, а потом говорит: "Прекрасная машина, просто блестящая!"

В 1919 году хозяин дворца Феликс Юсупов и его жена Ирина Романова, племянница Николая Второго, бежали из России. Страдивари спрятали на родине. До лучших времён. Эта виолончель учителя Страдивари и Гварнери, прославленного создателя струнных инструментов Николо Амати. Её тоже не миновали потрясения начала XX века. Она была найдена во время гражданской войны. На заброшенной даче в Крыму. Следы бежавшей "белой гвардии". Потом на ней долго играл Мстислав Ростропович. Сейчас прикоснуться к инструменту – мечта каждого молодого музыканта.

"Просто даже попробовать, примет ли инструмент руки твоё отношение. Ведь у них достаточно долгая история, они прожили долгую жизнь. И эти инструменты, я думаю, они в руках не каждого музыканта звучат", – поясняет ученица 10 класса Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени Чайковского Настя Кобекина.

В 1919 году несколько частных коллекций уникальных инструментов объединили в одну – государственную. Чтобы шедевры могли звучать. Предоставлялись они самым талантливым исполнителям на конкурсной основе. Летом 2010 года Госколлекция, а это около трехсот скрипок, альтов и виолончелей, перешла в фонды музея имени Глинки. На выставке – только 19 особо ценных, которые широкая публика не видела ни разу. Большая часть – скрипки Антонио Страдивари.

"Вот это ранние его произведения – 1680-х годов. Когда он ещё, окончив обучение у Амати, конечно, находился под влиянием этой школы. Вот эти инструменты более крупные, у них более светлый лак", – учит разбираться в произведениях Страдивари Валентина Зарудко, научный сотрудник ГЦММК имени М.И. Глинки.

Никаких сквозняков, перепадов температуры и яркого света – экспонаты требуют особых условий хранения. Прикасаться к ним могут только специально обученные сотрудники музея и только в белоснежных перчатках. Рядом круглосуточно дежурит охрана. Эти инструменты не продаются, но сколько они могли бы стоить и представить страшно.

"Мы установили в 2006 году мировой рекорд по стоимости на скрипку Антонио Страдивари, которая была создана в 1707 году. Скрипка "Хаммер" ушла с аукциона Christie's за более чем 3,5 миллиона долларов", – рассказывает Анастасия Волобуева, представитель аукционного дома Christie's в России.

Выставка скрипичных шедевров продлится всего месяц. Организаторы уже запланировали новые проекты.

"Это государственная коллекция, инструменты государственной коллекции покажут в музыкальных столицах мира. И второй проект – государственная коллекция в регионах России", – делится планами директор ГЦММК имени М.И. Глинки Михаил Брызгалов.

Музыкальные инструменты живут, когда играют. Даже во время выставок эти экспонаты продолжают выступать. Когда музейная витрина пустует, значит, скрипка под охраной уехала на концерт.