Футбол-2018. Планы ФИФА совпали с долгосрочными планами России

"Дорогие друзья, я всех сердечно поздравляю с блестящей победой: Россия получила право проводить чемпионат мира 2018 года", – с такими словами обратился к россиянам Дмитрий Медведев. А Владимир Путин отправился в Цюрих, чтобы лично поблагодарить президента ФИФА Йозефа Блаттера за выбор.

"Дорогие друзья, я всех сердечно поздравляю с блестящей победой: Россия получила право проводить чемпионат мира 2018 года", – с такими словами обратился к россиянам Дмитрий Медведев. Премьер Владимир Путин лично отправился в Цюрих. Глава правительства встретился с президентом ФИФА Йозефом Блаттером и поблагодарил его за выбор. А после вышел к прессе. Журналистов интересовал план подготовки к мундиалю.

Поездка в Швейцарию не значилась в рабочем графике премьер-министра, но новость, которая пришла из Цюриха, сделала её необходимой. И уже когда в Москве было за полночь, Владимир Путин встретился в Цюрихе с президентом ФИФА Йозефом Блаттером. Они говорили на понятном им языке во всех смыслах этого слова, потому что футбольный чемпионат мира 2018 года едет в Россию.

"Это правильное направление, и это поможет нам развивать российский футбол. Я вас сердечно благодарю за это решение", – обратился к президенту Международной федерации футбола Владимир Путин.

"Я тоже счастлив. Мы показали, что готовы идти в Восточную Европу, в Россию. Это целый континент, где мы ещё не были. Ваша команда провела блестящую презентацию. Очень эмоционально. От сердца. Во втором туре всё уже было ясно", – оценил работу российского заявочного комитета президент ФИФА Йозеф Блаттер.

Во втором туре, это значит, что Россия победила с явным преимуществом. В первом отсеялась слабейшая заявка. Говорят, что это была бельгийско-голландская. А значит в следующем туре из 22 голосов Россия как минимум получила 12, то есть столько же, сколько на двоих поделили Англия и ещё один испано-португальский тандем. Этот выбор – тоже часть футбольного шоу. И, открывая конверт, Блаттер по законам жанра выдержал паузу настолько, насколько мог.

"Россия", – произносит Йозеф Блаттер, распаковав конверт.

"У меня сердце так сильно стучало, столько ударов было, – не скрывает своих эмоций двукратная олимпийская чемпионка, член заявочного комитета на проведение чемпионата мира по футболу ''Россия – 2018'' Елена Исинбаева. – Уже казалось, ну, сколько можно тянуть, ну, хватит. Давайте открывайте: либо проиграю, либо выиграю. И когда он его доставал, я уже была на разбеге, а когда достал – я прыгнула. Прыжок был удачным".

Наверное, относительно конкурентов Россия имела некоторое психологическое преимущество – по жребию российская презентация была последней. Но даже наши соперники признали, что она и правда была самой удачной. Русские показали не то, что уже есть, а то, что будет. Образный ряд презентации российский премьер подкрепил цифрами.

"Строительство стадионов и прилегающей к ней инфраструктуре будет стоить нам 300 миллиардов рублей, это примерно 10 миллиардов долларов. Но это значит, стадион в Москве "Лужники" – это московский. Значит, второй стадион в Москве "Спартак" будет построен за счёт "ЛУКойла". Ещё один стадион в Москве "Динамо" – за счёт банка "ВТБ". В Казани мы строим в связи с подготовкой к Универсиаде. В Сочи мы строим в связи с подготовкой к Олимпийским играм. А в Петербурге строит "Газпром", – пояснил премьер Владимир Путин.

Привлечение частных инвесторов, считает Путин, позволит снизить давление на бюджет. В следующий момент британские журналисты обратили внимание премьера на одного из потенциальных инвесторов. Роман Абрамович сидел на видном месте в первом ряду.

"Он очень внимательно относится к развитию российского футбола и в целом может оказать содействие в подготовке к чемпионату миру. Эта часть работы, она возможна, называется частно-государственным партнёрством. Мы хотим привлекать бизнес для того, чтобы нам минимизировать государственные расходы. Я не исключаю, что господин Абрамович может принять участие в одном из таких проектов. Ну, пусть, пусть раскошелится немножко, ничего страшного, не убудет. У него много там денег-то", – пошутил в ответ Путин.

По лицу Абрамовича можно было заключить, что деньги есть, и бизнес готов включиться. Куда именно и в каких объёмах – государство ещё уточнит, а организационно это может быть оформлено, как и в случае с Олимпиадой в Сочи.

"Конечно, мы скорректируем свои планы под чемпионат, разумеется. Но это мы должны сделать вместе с исполкомом ФИФА, они должны нам подсказать что конкретно и где нужно сделать. Выстроим эти планы, создадим правовую базу, примем постановление правительства, если нужно, примем специальный закон так, как мы сделали это для подготовки к Олимпийским играм в Сочи в 2014 году", – пообещал премьер-министр России.

Нет, но почему всё-таки российский премьер не приехал, как другие его коллеги представлять заявку, а появился уже после того, как выбор был сделан, на разные лады любопытствовали иностранцы. Был ли это хитрый тактический ход? Что-то Владимир Путин терпеливо разъяснял, а в чём-то и разубеждать не стал.

"Я уже сказал вчера, что считаю, нужно оставить в покое членов ФИФА и дать им в спокойной обстановке, без всякого давления со стороны людей, которые находятся в моём положении, принять объективное решение", – резюмировал Путин.

"Сегодня утром мы видели 5 премьер-министров, которые обращались к ФИФА. Вы были единственным премьером, который остался в стороне. Так что, можно сказать, что вы самый мудрый премьер-министр: вы выиграли это соревнование, оставаясь за тысячи миль отсюда", – последовала реплика из зала.

"Спасибо. Я так понимаю, что это я не зря так настойчиво предлагал вам взять слово. Спасибо вам большое. Мне очень приятно это слышать", – поблагодарил журналиста Владимир Путин.

Это был второй момент, когда в словах премьера слышалась ирония, в остальном всё было без шуток: это ведь для всех, кроме России, чемпионат мира 2018 года – через восемь лет, а для нас он, в общем-то, начался накануне.

Это мероприятие – дорогое удовольствие, и в своём выборе ФИФА, конечно, руководствовалось соображением, а кому это будет действительно не в тягость. В случае с Россией это так, потому что планы подготовки к чемпионату мира полностью совпадают с долгосрочной программой развития страны.