Дмитрий Бадалов: благая цель не оправдывает средства

Дмитрий Бадалов: благая цель не оправдывает средства
Социальная реклама вызвала скандал в Красноярске. В роликах, созданных по заказу краевой администрации, дети показывают друг другу фото с изуродованными телами, наркоманов называют нецензурными словами, а сцены самоубийства показаны с излишней натуралистичностью.

Социальная реклама вызвала скандал в Красноярске. В роликах, созданных по заказу краевой администрации, дети показывают друг другу фото с изуродованными телами, наркоманов называют нецензурными словами, а сцены самоубийства показаны с излишней натуралистичностью. Создание и размещение роликов в сети из краевого бюджета заплатили полмиллиона рублей. Жители шокированы. Инцидентом уже заинтересовалась прокуратура. Как только ролики выложили в Интернет, разразился скандал. Создателям, распространителям или заказчикам шокирующего творчества могут предъявить нарушение статей закона об основных гарантиях прав ребенка. О спорной социальной рекламе поговорим в эфире "Вестей ФМ" с вице-президентом российского отделения международной рекламной ассоциации академиком Академии рекламы, генеральным директором консалтингового агентства "Фенек" Дмитрием Бадаловым.

"Вести ФМ": Дмитрий, добрый день! Я добавлю, что в правительстве Красноярского края подтверждают, что действительно делали такой заказ, но реакции не ожидали. Видели вы эти ролики?

Бадалов: Да, я успел посмотреть эти ролики, и они, мягко говоря, шокируют. Это, по сути дела, по ту сторону добра и зла.

"Вести ФМ": Главная цель, я так понимаю, это эффект, то есть насколько ролик эффективен, пока судить трудно. По вашему мнению, действительно ли можно говорить об эффективности таких роликов?

Бадалов: Я думаю, что в таких роликах скорей нужно говорить о том старом утверждении, что цель оправдывает средства. Так вот, цель может быть очень благой, но те средства, которые используются, говорят об очень невысоком уровне творчества, творческого подхода в агентствах и, в общем, о достаточно безответственном отношении тех, кто заказывал эту рекламу. Потому что, несмотря на то, что по закону о рекламе социальная реклама не регулируется общими требованиями к рекламе в части этики и в части моральных ценностей, несмотря на это законодательство о защите детей в РФ, включая Конституцию и закон об основных гарантиях прав ребенка, должен стоять на страже. Но а главное – это отсутствие какого-то координирующего органа либо саморегулирования в сфере социальной рекламы, которое бы подобные случаи пресекало бы до распространения их, потому что, на мой взгляд, та цель, которая заявлена, совершенно пропадает на фоне шокирующих совершенно и картинок, и текста.

"Вести ФМ": Но насколько я понимаю, все-таки должны антимонопольщики как-то регулировать эту сферу. Вот они в роликах не видят никаких нарушений закона, и, соответственно, запрещать их не будут. Мы помним скандал, который не так давно был с билбордами с младенцем, о спину которого тушили окурок, тоже социальная реклама против курения, но там, в общем-то, до вмешательства ФАС даже не дошло, и все сняли. Какую судьбу вы предсказываете этим роликам?

Бадалов: Я думаю, что в категориях закона о рекламе Федеральная антимонопольная служба поступает абсолютно корректно, потому что социальная реклама отличается от понятия рекламы, это достаточно различные поля, и, по сути дела, социальной рекламе уделено только небольшое место в статье 3 и отдельно статья 10. И более ничего. Если, правда, в рекламе не упоминаются спонсоры.

Комментарий Дмитрия Бадалова относительно шокирующей социальной рекламы слушайте в аудиофайле