Большая перемена. Специальный репортаж Алисы Романовой

Премьер Большого, а теперь и глава балетной труппы Геннадий Янин кутается в меховой воротник, здесь минус 10, чуть теплее, чем на улице. Чтобы представить, что здесь через 300 дней будут сцена, арьерсцена, закулисье, декорации, а сюда артисты выйдут на поклон, нужна ну очень богатая фантазия.

Премьер Большого, а теперь и глава балетной труппы Геннадий Янин кутается в меховой воротник, здесь минус 10, чуть теплее, чем на улице. Чтобы представить, что здесь через 300 дней будут сцена, арьерсцена, закулисье, декорации, а сюда артисты выйдут на поклон, нужна ну очень богатая фантазия.

"Мы с вами как бы на крыше шестиэтажного дома, внизу, в центре Москвы, со всеми коммуникациями, метро, тоннелями, прорыто шесть этажей вниз. Это фантастика, вот посмотрите!" – показывает руководитель балетной труппы Большого театра Геннадий Янин.

В черной пропасти глубиной в 20 метров гидравлическая установка, самая большая в Европе, будет ворочать такими механизмами, которые не видели величайшие театры мира. У оперной труппы теперь своя сцена, отражающая звук в зал. У балета – своя, с уклоном в 4 градуса, звуки, наоборот, поглощающая. Стук от приземляющихся на пол пуант зритель не услышит.

Геннадий Янин радуется: "Нам здорово! Не калечить ноги на всяких выбоинах и щербинах!"

На старой сцене танцовщикам приходилось запоминать все впадины от декораций и каблуков оперных див. И обходить их стороной во время партий. Такой же зияющей пропастью пока выглядит оркестровая яма. Она тоже теперь больше, рассчитана на 130 музыкантов, и такая же, как сцена, мобильная. Может подниматься и опускаться.

Снаружи театр, может, и тот же, только цвет фасаду вернули золотисто-песочный, как и в XIX веке. Но внутри теперь в два раза просторнее.

Сцена, залы, мастерские, репетиционные, артистические – всего пространство увеличилось на 40 тысяч квадратных метров. Театр ушел в длину, в глубь и в бок, под Театральную площадь. У фонтана под землей будет камерный зал на 350 мест для концертов и репетиций. По законам театральной архитектуры, на один кубический метр, предназначенный для зрителя, должно быть четыре актерских. Большой в 1856-м строился как один к одному.

"Зритель, попадая в театр, в интерьеры, сначала видит театр, как его видели современники Кавоса. Но когда начинается действие, он получает спектакль, который построен на самых современных технологиях, это XXI век", – рассказал Михаил Сидоров, официальный представитель генерального подрядчика "Сумма Капитал".

Впервые на этом месте Петровский театр появился в 1780 году. Уничтожен в пожаре 1806 года. В 1825-м там же возведено новое здание по проекту архитектора Осипа Бове. Почти полностью также уничтожено огнем в 1853-м. Восстановлен и открыт театр в августе 1856 года под руководством Альберта Кавоса. Внешний облик сохранился до сих пор.

Первые трещины в стенах появились в 1890 году. В 1906 во время спектакля осела сцена и заклинило двери.

В 1921-м усиливают фундаменты. С тех пор укрепление конструкций здания идет непрерывно, вплоть до конца 50-х. Реставрация возобновлена в 1995 году.

Полностью на реконструкцию театр закрыт 1 июля 2005 года. Аварийность составляла 60%.

Все, что утеряли, восстанавливали по эскизам. Открывшуюся во время ремонта кладку, она осталась еще от сгоревшего театра Бове, прикроют, как музейный экспонат, стеклом.

Недостающую плитку в центральном фойе заказали там же, где и покупал ее еще Кавос – в немецком Метлахе. Фабрика до сих пор работает. По крошечному кусочку обивочной ткани, найденному в ложе, тоже тех времен, полгода расшифровывали рисунок, год собирали жаккардовый станок. На нем вручную выткали все ткани для театра. А знакомое всем Белое фойе оказалось не таким уж и белым.

Михаил Сидоров демонстрирует: "Эти росписи под мрамор, еще там это было заштукатурено и покрыто белой краской".

На место герба СССР вернули монограмму НА (Николай Александрович) и корону российской империи. Ими фойе было украшено перед коронацией Николая II в конце XIX века. Откроется и Бетховенский зал, раньше зрителям почти недоступный. Здесь все готово, кроме атласа на стены. Как и было, цвета раскаленного чугуна. Его тоже ткут по всем канонам.

"В таком виде я ее не видел никогда. Это только остов, все детали отделки тут, какие хорошенькие", – восторгается Геннадий Янин.

А это "люстрин домик". В нем раздетая до основания та самая когда-то сверкающая роскошная люстра, утешение для зрителей на бельэтаже. Пускай сцену из-за нее толком не было видно, зато люстру можно было разглядеть во всех хрусталиках.

"Сначала металл обрабатывается, свинцовый сурик, свинцовый крон, три масляных слоя, потом золото", – поясняет реставратор.

Золото на старинных деталях люстры выкладывают беличьей кистью. На всю уйдет примерно двести таких золотых книжек. С 1863 года сохранились даже газовые рожки. Стекла ламп так раскалялись, что лопались, и осколки сыпались на головы зрителей. Перед самым открытием театра люстру снова вознесут под потолок.

На старой сцене прима-балерина Мария Аллаш за 10 лет перетанцевала всю классику Большого. Вернуть труппу домой обещали и в 2008, и в 2009-м. Но реконструкция все продолжалась, подрядчики менялись, сметы увеличивались, сроки отодвигались. В прошлом году Счетная палата выяснила, что сумма реконструкции за пять лет возросла в 16 раз. И вот, наконец, месяц и даже день премьеры точно назван – 2 октября 2011 года.

Мария Аллаш, прима-балерина Большого театра, говорит: "Обещают, что это будет "Спящая красавица" в восстановленной постановке Григоровича, у меня там есть партия, надеюсь, станцую".

Укутанный лесами зрительный зал пока не узнать. Реставраторы продолжают золочение лепнины. Это бенуар, нижние ложи у сцены. Кстати, в середине XIX века партер считался самым дешевым местом в зале. Зрители смотрели спектакль стоя, уворачиваясь от воска, который капал с горящих канделябров.

"Отделка каждого из ярусов была разная, чем выше, тем проще. Мы в самом богатом месте, в смысле отделке", – показывает руководитель балетной труппы Большого театра.

Кроме декора залу возвращают эталонное звучание. Кавос, несмотря на страх новых пожаров, создавал его как скрипку. Полы, стены – все из резонансной ели. В этом была тайна лучшей в Европе акустики.

Михаил Сидоров: "Даже атлант, который держит царскую ложу на плечах, сделан из папье-маше. Это не дерево, не металл, не камень".

В советские годы воздушную подушку под оркестровой ямой залили бетоном. Расширяя зал, ломали деревянные перегородки. Папье-маше заменили на гипс. Из-за этого по акустическим параметрам в мировом рейтинге театров Большой скатился с вершины до 50 места. Теперь все возвращается на свои места, как было в XIX веке.

В коридорах еще строительная пыль, артисты уже присматриваются к просторным грим-уборным. Раньше на весь этаж у всей труппы был один туалет и душ. Готовиться к спектаклям здесь будут молодые примы, премьеры и певцы Большого, которые на старую сцену Большого никогда не выходили. За 6 лет, что идет реконструкция, появилось целое балетное и оперное поколение.