Тема:

Медведев в Польше 13 лет назад

Россия и Польша вместе расчищают исторические завалы

Впервые за последние восемь лет российский президент приехал в Польшу с официальным визитом
Первые протокольные кадры встречи. Участники - не только главы государств с супругами, но и рота почетного караула
Какое значение придают тут визиту российского лидера можно понять, посмотрев польские телепрограммы
"Мы должны знать правду. Это нужно и полякам, и не в меньшей степени гражданам нашей страны", - заявил Медведев
Впервые за последние восемь лет российский президент приехал в Польшу с официальным визитом
Первые протокольные кадры встречи. Участники - не только главы государств с супругами, но и рота почетного караула
Какое значение придают тут визиту российского лидера можно понять, посмотрев польские телепрограммы
"Мы должны знать правду. Это нужно и полякам, и не в меньшей степени гражданам нашей страны", - заявил Медведев
Польша нуждается в нормальных добрососедских отношениях с Россией. Такое заявление сделал Бронислав Коморовский по итогам переговоров с Дмитрием Медведевым. Впервые за последние восемь лет российский президент приехал в Польшу с официальным визитом.

Польша нуждается в нормальных добрососедских отношениях с Россией. Такое заявление сделал Бронислав Коморовский по итогам переговоров с Дмитрием Медведевым. Впервые за последние восемь лет российский президент приехал в Польшу с официальным визитом. Как отметили главы государств, наладить диалог Москве и Варшаве мешало прошлое. И вот появился шанс начать отношения если и не с чистого листа, то без исторических обид.

Таких церемоний возле президентского дворца в центре Варшавы не было восемь лет. Поэтому сегодня здесь ажиотаж. В окна смотрят даже официанты.

Первые протокольные кадры встречи. Участники – не только главы государств с супругами, но и рота почетного караула и все аккредитованные в Польше послы иностранных государств.

Отношения Москвы и Варшавы в последние годы осложняли и европейскую политику в целом. Но вот президент Коморовский на правах принимающей стороны делает заявление: "Плохой период в российско-польских отношениях закончился. Начинается не просто новая глава, а очень хорошая глава в наших отношениях".

Какое значение придают тут визиту российского лидера можно понять, посмотрев польские телепрограммы. В них одна тема и много размышлений о том историческом пути, который прошли две страны, и о том последнем трагическом событии, которое объединило, – катастрофе под Смоленском, когда разбился польский борт номер один. Эта тема и на переговорах. Коморовский поблагодарил Медведева за максимальную открытость в этом вопросе российских властей.

"Допускаете ли вы возможность, что польские и российские следователи придут к разным решениям?" – спросила президента России журналистка.

"Я не допускаю этого, – заявил Дмитрий Медведев. – Я считаю, что ответственные политики, ответственные руководители следственных структур должны исходить из одного и того же – из объективных данных. Чем, собственно, сейчас и занимаются и в России, и в Польше. Это очень трагическая страница для польского народа. Я вам прямо скажу, это трагическая страница и для российского народа. И поэтому мы должны сделать все, чтобы результаты этого расследования были объективными, достоверными и доступными всем заинтересованным лицам".

О той трагедии уже напоминает мемориальная доска на президентском дворце, и будет напоминать монумент, который возведут две страны, на месте катастрофы под Смоленском, недалеко от Катыни. Общая скорбь сделала возможным диалог и по этой теме. "Я убежден, что мы сумеем перевернуть трагические страницы нашей истории. И меня обнадежили слова президента Медведева о том, что Россия продолжит сотрудничать с Польшей по катынскому вопросу", – сказал Бронислав Коморовский.

"Вы знаете, что за последнее время Россия пошла на целый ряд беспрецедентных шагов, которые были направлены на расчистку наследия прошлого, включая и передачу соответствующих архивных материалов "катынского дела" и упомянутое господином президентом заявление со стороны нашего парламента – Государственной думы. Такая линия будет продолжена, – подчеркнул глава российского государства. – Мы избрали ее абсолютно осознанно. Я сделал соответствующий выбор. И мы с этого пути не свернем. Мы должны знать правду. Это нужно и полякам, и не в меньшей степени гражданам нашей страны – россиянам. Потому что наша история пронизана трагическими событиями, от которых пострадали люди, пострадало огромное количество людей. Не только поляков. Огромное количество граждан нашей страны сгинуло в период репрессии. Именно в этом вопросе мы должны разобраться досконально и максимально серьезно".

Этот визит подтвердил – изменилась тональность. Ведь стоит захотеть, и в истории двух стран можно легко найти повод для взаимных обид. Понятно, что самые острые переживания касаются ХХ века.

"Конечно, эти сложности не исчерпываются только катынской темой. Нам нужно вообще заниматься восстановлением исторической памяти, включая и трагические события более раннего периода. Я имею в виду период Гражданской войны в нашей стране, когда десятки тысяч красноармейцев, оказавшиеся в Польше, исчезли или погибли. По этим вопросам нам тоже нужно вести диалог, причем в абсолютно открытом и дружественном ключе, так как мы сегодня это делали по катынским событиям", – сказал Медведев.

Еще какое-то время назад это казалось невозможным. Небольшой перерыв в напряженном дне переговоров, и президент России прогуливается по вечерней Варшаве – столице государства, у которого с Россией были не только Смутное время, Ливонская война, но и союз в Грюнвальдской битве XV века, Северной войне XVIII века, освобождение от фашистов во Вторую мировую.

Все последние годы польские архитекторы стараются что-нибудь придумать, чтобы высотка, построенная в середине 50-х годов, не доминировала над Варшавой. Но ничего сделать не могут. Здание, которое сочетает в себе стили польского историзма и социалистического реализма, не просто возводили советские строители. Они это делали на советские деньги. В 90-х была идея создать тут "Соцландию", как писали, "забавно-издевательский музей коммунизма". Но идея не прошла. Теперь здесь огромный развлекательно-офисный центр. Но все напоминает о былом – и старый дорогой паркет, и ручки на дверях, и просторные холлы, и огромный зал, где собирались партийные съезды, где выступал Войцех Ярузельский, которого вместе с другими бывшими польскими лидерами, недавно приглашал к себе нынешний президент Коморовский. Ему нужны были консультации перед встречей с Медведевым.

Отношение Польши к России стало меняться после того, как премьером стал Дональд Туск. Его дипломная работа в университете была посвящена польскому политику Пилсудскому, который говорил о том, что Польша должна сделать все, чтобы Россия стала "второсортной державой". Теперь польские власти говорят совсем о другом.

"Польша положительно смотрит на перспективу вступления России в ВТО, – заявил Коморовский. – Польша имеет особое географическое положение, что иногда оборачивалось большими проблемами для нашей страны, а иногда, напротив, преимуществами. Если посмотреть на Россию, как на стратегического партнера Евросоюза, и если взглянуть на карту, то Польша, как член ЕС, является важнейшим партнером России, особенно в сфере транспорта".

Среди подписанных документов президенты особо отметили молодежные обмены. Объясняли: это надо, чтобы страны относились друг к другу с симпатией. А то ведь недавний прорыв Москвы и Варшавы в энергетике в польском обществе трактуют по-разному. Ярослав Качиньский обвинил польское правительство в том, что оно превращает страну "в российско-немецкий кондоминиум".

"Существует мнение о политизированности практически всех российских энергетических проектов, желании России подсадить на "энергетическую иглу" всю Европу, а потом использовать это для достижения политических преимуществ. Вы знаете нашу позицию. Мы считаем, что это абсолютная чушь. Мы считаем, что мы развиваем добросердечные, открытые и взаимовыгодные энергетические отношения со всеми государствами Европы, в том числе и теми, которые объединены с нами единым трубопроводом", – заявил Дмитрий Медведев.

Очевидно, что после этого визита меньше должно стать тех, кто считают, что Варшаве и Москве, исходя из их совместного прошлого, друг к другу лучше относиться с подозрением. Неблагодарное это занятие, писал польский поэт и нобелевский лауреат Милош, "описывать истоки застарелой вражды двух семей, веками живущих на одной улице".