В Роскосмос едет "ревизор"

Запуски ракеты-носителя "Протон" в России приостановлены после потери спутников системы ГЛОНАСС, которые упали в Тихом океане. На выяснение причин аварии, по оценкам Роскосмоса, может уйти около двух недель. Потеря спутников поставила вопрос о качестве работ.

Запуски ракеты-носителя "Протон" в России приостановлены после потери спутников системы ГЛОНАСС, которые упали в Тихом океане. На выяснение причин аварии, по оценкам Роскосмоса, может уйти около двух недель. По предварительным выводам, проблемы могли возникнуть из-за неисправности в разгонном блоке, который был перегружен лишним топливом. Подробности в материале корреспондента"Вести ФМ" Николая Осипова.

Лишняя тонна топлива в разгонном блоке могла погубить спутник ГЛОНАСС - это пока предварительная версия аварии, в результате которой Россия потеряла 3 космических аппарата. Спутники должны были завершить формирование российской навигационной системы, но, по неизвестным причинам, упали в Тихий океан. Изначально военные сообщили, что ракета-носитель "Протон" отработала как ей положено, а вот при отсоединении разгонного блока начались проблемы: аппараты были потеряны из виду. Пока Роскосмос не спешит оглашать выводы следствия: там поясняют, что свою работу эксперты завершат к концу года, максимум через 2 недели. Но на это время старты ракет "Протон" заморожены. По неофициальным предположениям, сбить разгонный блок с маршрута могла лишняя тонна топлива, залитая в него на старте. Специалисты смоделировали похожую ситуацию и рассчитали, что потеря орбиты могла произойти из-за перегрузки. То есть причиной аварии могли стать расчетные ошибки, допущенные еще на старте. Впрочем, это пока даже не версии, а предположения, и главный редактор журнала "Национальная оборона", член общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко замечает, что все это требует более тщательной проверки:

"Я с трудом могу себе представить, как можно залить топлива на тонну больше, учитывая, что разгонный блок - это достаточно компактное устройство. Здесь может быть ошибка в математике: уже были такие ситуации, когда спутник не выводился на орбиту, потому что импульс, который задается разгонным блоком, время работы двигателя не было выполнено в соответствии с расчетными нормами".

Потеря спутников вмешалась в формирование группировки ГЛОНАСС, которая по-прежнему не функционирует на 100%. Правда, в Роскосмосе рассчитывают на еще один старт, намеченный на конец декабря. Там будет использована ракета-носитель другого типа – "Союз", запускам которой ничто не мешает. Она выведет на орбиту экспериментальный спутник "ГЛОНАСС-К", который восполнит навигационные пробелы. Но пока вся группировка будет работать без резервных аппаратов. Тем временем на Земле идет не только выяснение причин аварии, но и проверка всей программы ГЛОНАСС и ее финансирования. Все это обходится государству недешево, и Игорь Коротченко замечает, что сейчас уже не то время, когда можно было бы списать неудачи на нехватку денег и прошлые годы:

"Надо понимать, что тяжелая ситуация в промышленности, которая была в 1990-е годы продолжает сказываться в том числе и на предприятиях Роскосмоса. Но сейчас, в условиях, когда на космическую деятельность государство выделяет миллиарды, пора бы уже ужесточить спрос. Очевидно, что надо подключать к ситуации не только Госкомиссию, но и органы ФСБ, которые отвечают за контрразведывательное обеспечение объектов в промышленности".

Проект уже обошелся бюджету в десятки миллиардов рублей, но пока так и не реализован. Потеря спутников поставила вопрос о качестве работ. Ревизоры уже приступили к проверкам и выясняют, на что именно и как расходовали деньги, выделенные бюджетом на систему ГЛОНАСС.