До отмены Юрьева дня крестьяне жили "под кредитом". История с Андреем Светенко

В этот день в 1590 году - ровно 420 лет назад - был отменен Юрьев день. Тот самый, про которой до сих пор нет-нет да вспоминают, когда говорят "Вот, тебе, бабушка, и Юрьев день". В том смысле, что было хорошо, да кончилось.

В этот день в 1590 году - ровно 420 лет назад - был отменен Юрьев день. Тот самый, про которой до сих пор нет-нет да вспоминают, когда говорят "Вот, тебе, бабушка, и Юрьев день". В том смысле, что было хорошо, да кончилось.

Речь о крепостном праве. "Юрьев день" - это зимний день памяти великомученика Георгия - стал знаменит потому, что за две недели до него и в течение двух недель после любой крестьянин мог сменить место жительства, расплатившись со своим прежним феодалом и уйти. Спрашивается куда? Да куда угодно. Выбор всегда был. Другое дело, что у крестьян не было права владеть землей. А жить и работать на ней - "всегда, пожалуйста". В этом, собственно, и вся суть феодализма. Сословная принадлежность не в том, что люди были облачены в соответствующие одежды и вели разный образ жизни, они были облечены разными правами и полномочиями.

И на протяжении сотен лет сложилась очень любопытная, скажем так, добровольно-принудительная система прикрепления крестьян к земле, которую крепостным правом называть неправильно. Во-первых, крестьяне, проживая и обрабатывая землю на своей заимке, вполне резонно считали ее своей, по факту пользования. Во-вторых, знали, что в случае чего всегда могут выбрать более сносные условия проживания. И, самое интересное, собственники земли с этим вынуждены были считаться.

А это приводило к возникновению конфликта интересов между ними. И великий князь, и все частные землевладельцы, бояре, и монастыри были заинтересованы в том, чтобы зазывать на свои земли как можно больше крестьян - новоприходцев. И для этого активно использовались методы экономического стимулирования. Льготы, ссуды, "подмоги" для обзаведения хозяйством на новом месте. Отсюда, кстати, становится понятным, почему крестьянин всегда должен был платить "за пожилое". Потому что он всегда сидел, как сейчас бы сказали, "под кредитом".

Любопытно, что еще в начале 15 века на Руси сложилась практика заключения межкняжеских договоров, в которых князья да бояре давали обещания не переманивать друг у друга людишек.

И такая система отношений могла просуществовать сколько угодно долго, если бы не опустошение русских земель в царствование Ивана Грозного, когда "людишки", спасаясь от произвола опричнины и возросших поборов, сами, не дожидаясь Юрьева дня, начали выбегать на окраины государства. Так, с одной стороны, появилось у нас вольное казачество, а, с другой, закрепощенное крестьянство.

История с Андреем Светенко на радио "Вести ФМ"