Реквием по выдающемуся композитору. Реплика Антона Долина

В Петербурге на 72-м году жизни после продолжительного онкологического заболевания скончался выдающийся композитор Борис Тищенко. О его творческом пути вспоминает обозреватель"Вести ФМ" Антон Долин.

В Петербурге на 72-м году жизни после продолжительного онкологического заболевания скончался выдающийся композитор Борис Тищенко. О его творческом пути вспоминает обозреватель"Вести ФМ" Антон Долин.

Плоть от плоти Ленинграда-Петербурга, Борис Тищенко, невзирая на огромное количество регалий и наград, никогда не превращался в памятник самому себе и до последних месяцев жизни напряженно работал над новыми сочинениями.

В Ленинградской консерватории он учился у самого непримиримого авангардиста питерской школы Галины Уствольской, в аспирантуре с 1965 года - у ее учителя Шостаковича, последователем которого Тищенко остался на всю жизнь: третья и пятая симфонии посвящены Дмитрию Дмитриевичу. Доцент, а затем профессор той же консерватории, Тищенко тоже отдал себя преподавательской деятельности, оставаясь при этом сильным и самобытным композитором, сторонником не авангарда, а традиционных выразительных средств, применявшихся им иногда крайне неожиданно. Уже в 1966 году он написал "Реквием" на стихи Анны Ахматовой, и показательно, что последним произведением Тищенко, исполненным при его жизни, стал еще один, уже второй, "Реквием" на латинские тексты. Его композитор написал по заказу правительства Таиланда, и посвящен он был памяти родной сестры правящего короля государства - ушедшей в мир иной принцессы Гальяни Вадхана.

Борис Тищенко - автор трех балетов: по мотивам поэмы Блока "Двенадцать" и "Ярославна", по "Слову о полку Игореве", а третий по "Мухе-цокотухе" Корнея Чуковского. В 1968 году Борис Иванович предпринял интересный экспериментальный проект - написал не только балет по "Мухе-цокотухе", но еще и оперу по "Краденому солнцу", а также оперетту "Тараканище". Вообще Тищенко мыслил масштабно - главным его произведением остался монументальный цикл "Беатриче" по "Божественной комедии" Данте Алигьери. Хорео-симфоническая циклиада, как называл ее сам композитор, состояла из пяти симфоний, написанных с 1997 по 2005, и была записана на диски в последние годы.

После ухода Тищенко из жизни останется не только его впечатляюще обширное наследие, но и ученики, среди которых немало знаменитых композиторов. Например, единственный современный автор, которого ставят в Большом театре - Леонид Десятников.