"Специальный репортаж": крейсер "Аврора". Мифы и реальность

Если вы впервые приезжаете в Петербург, и совершаете по нему экскурсию, то обязательно окажетесь на Петровской набережной. И тут у вас захватывает дыхание – "Аврора" – настоящий боевой корабль.

Если вы впервые приезжаете в Петербург, и совершаете по нему экскурсию, то обязательно окажетесь на Петровской набережной. И тут у вас захватывает дыхание – "Аврора" – настоящий боевой корабль.

В Петербурге имя "Аврора" принадлежит не только крейсеру. Оно встречается повсюду. Пожалуй, нет в России боевых кораблей, в истории которых было бы столько мифов. И ещё больше интересных фактов.

Первый миф. Многие обыватели, и, даже историки уверены: "Аврора" построена за границей – в Британии. Но исполняющий обязанности командира крейсера Алексей Аптикаев опроверг это заблуждение.

- А вообще, корабль строился в России или нет?

- Да. Здесь, в Санкт-Петербурге, на заводе "Новое Адмиралтейство", строило "Общество франко-русских заводов".

Люди уверены, что "Аврора" знаменита лишь, как корабль, чьи орудия дали сигнал к Октябрьской революции. Но ведь крейсер участвовал в трёх войнах. В том числе в русско-японской войне.

- Во время боя командир корабля, командир первого ранга Григорьев, находился здесь и был ранен в голову. Дело в том, что японский снаряд ударился в правый мостик, осколки пошли вверх и потом вниз, поражая всех, кто находится в округе. Командир погиб. И после русско-японской войны, когда корабль в 1906 году встал на модернизацию, то уменьшили вот эти амбразуры.

Вот так выглядела "Аврора" после знаменитого Цусимского сражения. Сам император Николай Второй после боя телеграфировал экипажу:

"Сердечно благодарю вас, командиров, офицеров и команду крейсеров "Олега", "Авроры" и "Жемчуга" за их безответную, честную службу в тяжелом бою. Да утешит вас всех сознание свято исполненного долга. Николай Второй".

Следующий миф: якобы "Аврора" подала сигнал революционным матросам о начале восстания, произведя залп из всех орудий. Но всё было совсем по-другому. Они произвели выстрел холостой.

- Это было в двадцать один час сорок минут.

- Двадцать один час сорок минут. А восстание когда началось?

- Зимний дворец. Насколько мне помнится.

- В пятнадцать минут первого. Где их три часа носило?!

- Вот так! Оказывается наши знания об "Авроре" – сплошные мифы!

Впрочем, все вещи, в том числе и орудие из которого произвели холостой выстрел – самые, что ни на есть настоящие. Затворник открывается с большим трудом.

- Сто пятьдесят два миллиметра. Раздельный заряд. Потом гильза.

- До десяти километров?

- До десяти километров. Вес снаряда сорок килограммов.

Во время Великой Отечественной часть орудий "Авроры" отправили на сушу, для обороны Ленинграда. На самом корабле были размещены позиции ПВО. Они сбивали самолёты врага, атаковавшие город.

На корабле есть экспозиция, посвящённая быту моряков. Начала прошлого века. Гамаки и матрасы со специальной начинкой.

- Пробка?

- Пробка. Да.

- Из бутылок?

- Я думаю не из бутылок, а из коры. Ну, если корабль погибал, тонул, то матрос мог продержаться до двенадцати часов. Ну, само собой, если вода теплая.

Ещё миф – якобы при царе моряков кормили хуже, чем сейчас.

- Вот мясо свежее или соленое, вот видите, триста десять грамм.

- Ну, это достаточно. У нас двести пятьдесят в свое время было.

- Двести семьдесят пять сейчас.

- Вот меня интересует водка, одна чарка. Сто двадцать три грамма.

- Каждый день перед обедом. Звучала команда. Матросы выстраивались.

- А это что после чарки? "Послеобеденный отдых на палубе".

Нам показывают трюм, машинное отделение. Говорят: "Если поставить на "Аврору" ходовые двигатели, можно и в море выйти. Корабль-то вполне автономен".

В подтверждение моторист Иван Королёв запускает дизель. Королёв почти дембель. До Нового года успеет домой. Но по "Авроре" будет скучать.

- Сейчас вернешься в Волгоград.

- Да. В Волгоград.

- Что про "Аврору" будешь говорить?

- Я вообще горжусь, что здесь служу. Вообще это как дом мой считается. То есть на целый год я как дома здесь себя чувствую. Даже, когда в увольнение иду, потом с удовольствием возвращаюсь на корабль. Мне уже хочется, я привык здесь за год жить.

На крейсере стенд с фотографиями командиров экипажа. У каждого своя судьба. Михаил Никольский – расстрелян в семнадцатом. Революционными матросами прямо на корабле.

Константин Никитин командовал "Авророй" после войны. На нашей встрече Константин Сергеевич рассказывает: "Первое, что вспоминается, – это сплошные официальные делегации. Партийные, иностранные".

- Посещение Фиделя Кастро. Впервые, он только в Советский Союз и сразу на "Аврору". Ну, он прошел по всему кораблю, оставил запись свою в Книге почета. Мы ему хороший подарок, полумодель крейсера "Аврора" подарили.

Короткая экскурсия на английском языке. Матрос Артём Будилин – не штатный переводчик. Ещё один миф, якобы военные моряки занимаются иностранными гостями. Нет. Они несут вахту и драят корабль.

- Возникают такие проблемы как: кто-то кого-то потерял, иностранцы, кто-то что-то потерял. То есть я общаюсь в основном с ними, то есть английский это же универсальный язык сейчас. Я нахожусь постоянно в дежурной рубке, у меня вахта такая и, если кто-то подходит к дежурной рубке, я с ним общаюсь, узнаю в чем проблема и мы её как-то пытаемся решить.

Ещё об одном мифе: многие уверены, что "Аврора" со времён революции стоит на бетонном постаменте. Нет. Целых два метра под килем.

- Корабль же иногда качает.

- "Аврору" когда в последний раз качало? В пятьдесят шестом?

- Постоянно. Ну, если катера или сильный ветер. Он же корабль на плаву.

В последние месяцы на Авроре произошли важные перемены. Военный экипаж постепенно передаёт дела штатским специалистам, бывшим мичманам и офицерам.

Но один военный на корабле всё-таки остаётся – командир. Поэтому по уставу на крейсере можно по-прежнему поднимать и опускать флаг и гюйс. Утром и вечером. Этот ритуал будут выполнять нахимовцы. Их училище совсем рядом, на берегу.

Если завтра война, если завтра в поход, то "Аврора" мало вероятно, что выйдет в море в составе боевого ордера. Ей уже не атаковать врага. У крейсера другая задача – корабль-символ. Он хранитель истории. И в нынешней ситуации справиться с этой задачей "Авроре" вполне по силам.