Специальный корреспондент. Уральский "Топ Гир". Фильм Р.Антакова

В народе трассу М5 Челябинск – Уфа – Самара – Москва называют "дорогой смерти". Постоянные подъёмы, спуски, резкие повороты. На этой трассе нельзя ни на секунду забывать о её жестких и местами даже жестоких законах. Каждый год здесь гибнут десятки человек. Травмы получают сотни.

Трасса М5 Челябинск – Уфа – Самара – Москва. Постоянные подъёмы, спуски, резкие повороты. На этой трассе нельзя ни на секунду забывать о её жестких и местами даже жестоких законах. Каждый год здесь гибнут десятки человек. Травмы получают сотни.

Здесь заканчивается город Челябинск, и отсюда можно начать отсчитывать километры трассы М5. Начало достаточно неплохое: по две полосы в каждую сторону, и сейчас, в 9 утра по местному времени, здесь достаточно свободно.

На первых километрах очень трудно поверить, что в народе эту трассу называют "дорога смерти". Но уже через каких-то полчаса дорога сужается до двух полос: по одной в каждую сторону. Машин становится больше. И теперь безопасный обгон – это большая удача. Пункт назначения – Уфа. Расстояние чуть больше 400 километров. Расчёт простой: добраться за день и постараться успеть до темноты.

Позади почти 90 километров трассы, половину из этого расстояния проехали по широкой двухсторонней дороге. Но такого счастья больше не предвидится на ближайшие 300 километров и даже больше. А ведь впереди самый опасный, горный участок трассы М5. И здесь, у развилки на Миасс, негласно считается его начало.

И вот типичная ситуация для М5 – впереди грузовик, затяжной подъём. Обгон запрещён. Максимальная скорость едва доходит до 40 километров в час. И даже когда на дороге чисто, это совсем не повод для радости, а верный признак – впереди затор.

"Стоим. За час 500 метров проехали. В город Сатку еду, везу стройматериалы. Успеть бы вернутся сегодня, так не знаю, получится, нет", – говорит Михаил Сибирёв, водитель-дальнобойщик.

Уже сейчас ясно, что до Уфы засветло добраться не получится. А ведь проехали всего 110 километров. Меньше трети пути.

Это первый, но самый затяжной подъём в горной части трассы М5 – 7,5 километров. В такую погоду заторы здесь случаются практически постоянно.

Чтобы выяснить причину этого затора, достаточно зайти в гости к любому из дальнобойщиков. По рации вам всё квалифицированно расскажут водители, кто ближе к месту начала пробки. Расскажут в красках, только выражения эти явно не эфирные.

Леонид возит фрукты из Польши. На этой трассе бывает очень часто. Рассказывает, как в прошлом году простоял здесь неделю. Все траты за такие простои: гостиница, бензин сверх нормы, питание – всё за счёт водителя. Но и для фирмы тоже убытки.

"А для фирмы. Машина могла бы еще раз сходить, а она стоит. Ну, приходится ждать, не бросишь груз-то. Как бог даст, так и поедем", – сказал Леонид Криволевич, водитель-дальнобойщик.

Объехать такой затор по встречной полосе не получится – обгон запрещён. А если решиться грубо нарушить правила и рвануть по "встречке", можно лоб в лоб встретиться с груженой фурой. Встречный грузовик будет на спуске, и рассчитывать, что многотонная машина сможет быстро остановиться, не приходится. Рискнуть по обочине – высока вероятность застрять. Развернуться и уехать домой – тоже не вариант. Ширина полотна от силы метров 15. Средняя фура и та длиннее. Остаётся только ждать и надеется на расторопность сотрудников ГИБДД и дорожников.

Так, по очереди, приходится двигаться, до устранения причины затора. Будь то авария или просто шлифующая фура. Под эту машину высыпали уже почти целый грузовик песка. Медленно, но движение пошло.

Водители ругают дорожников, за то, что те не позаботились о песке заранее. Дорожники отвечают водителям, что к поездке на трассе М5-Урал надо готовиться серьёзнее.

В такую погоду сотрудники ГИБДД часто просят водителей воздержаться от поездок по горной части трассы М5. Уговорить мало кого удаётся.

Вот так происходит пробуксовка в подъём. Обработать песком этот подъём не успели. Здесь пока обходится без затора. Артём рассказывает, как вышел на обгон, увидел встречную машину, тормозить пришлось резко почти до полной остановки, в результате на одном месте жжёт резину уже больше часа.
"Резину уже жалко. Буду ждать песка", – сетует Артём, водитель-дальнобойщик.

Ждать песка Артёму придётся долго. Все машины дорожных служб стянуты к очередному затору. У подножия горы новая многокилометровая пробка. Водители сами оповестили друг друга по рации и дружно остановились.

Петр везёт груз из Китая. Из Челябинска взял старт ранним утром. И надежды добраться до Уфы сегодня уже точно не осталось.

"Мы стоим, ждём. Дорожники пока всё зачищают. Это еще так не совсем страшно. А бывает, вообще, полная…", – сказал водитель-дальнобойщик Петр Игнатьев.

Причиной вот этой огромной пробки стал грузовик. В подъём его повезли на буксире. Чтобы полностью разгрести эту пробку, уйдет несколько часов. Тем, кто простоял в этом заторе, ночёвки на трассе теперь точно не избежать. Темнеет на трассе рано, и опасностей становится больше. О некоторых предупреждают объявления, а некоторые не видны как, к примеру, эта ледяная колея на кромке асфальта. Попадание колеса в неё может закончиться серьёзной аварией.

Утро на второй день пути. Дорога практически пустая и чистая. Ночью дорожники сработали хорошо. Но на обочинах остались последствия недавних снегопадов. Это наглядное подтверждение того, что был сильный снегопад и была плохая дорога. Вот, грузовик на повороте со спуском не справился с управлением, возможно, даже шёл не обгон. Сначала потерял груз, а затем съехал в кювет. Повреждённый грузовик пришлось бросить на месте аварии.
Заторов нет. Движение, как говорят водители, рабочее. Постоянные подъёмы, спуски, резкие повороты. На этой трассе нельзя ни на секунду забывать о её жестких и местами даже жестоких законах.

"По М5 не ездят, на ней выживают. И в этой борьбе каждый сам за себя", – Эдуард Селиванов, водитель с 40-летним стажем, усвоил это правило с первого рейса.

"Дорога тяжелая и опасная, тут зевать нельзя. Если какая-нибудь легковушка подрезает, обгоняет, то тут приходится выбирать, и, конечно, ты выберешь не самому в кювет лететь, а его в кювет скинуть", – говорит водитель грузовика Эдуард Селиванов.

Водитель Сергей Кузьмин скорее исключение из этого жестокого правила. Чтобы избежать столкновения с легковушкой, решил сам уйти на обочину. Получилось хуже, чем рассчитывал. Теперь Сергей ждет запчасти к своему грузовику. Весь ремонт будет за его счёт. Но, это, говорит, мелочи, главное остался жив.

А на этих кадрах другие случаи. После таких аварий эта часть дороги М5-Урал между Челябинском и Уфой и получила название "дорога смерти". Каждый год здесь гибнут десятки человек. Травмы получают сотни.

Этот перевал – одно из самых красивых мест на всей трассе. На въезде останки грузовиков и легковушек. Словно предупреждение об опасности.
Этот мост через реку Сим в районе одноимённого города – одно из самых узких мест на всей горной части трассы М5. К нему ведут два затяжных спуска. Все здесь снижают скорость. Мост стараются проезжать максимально осторожно. Ведь любая авария здесь приведёт к параличу всей трассы.

У всех этих бед трассы М5-Урал одна причина: дорога перегружена катастрофически. Плотность потока превышает 15 000 автомобилей в день.

"Тут необходимо расширять дорогу и не до четырех полос, а до шести", – убежден Сергей Мухачев, заместитель начальника УГИБДД по Челябинской области.

Эту часть трассы М5 между Челябинском и Уфой проектировали в 60-е годы прошлого века. Расчёт нагрузок вели по нормативам тех лет. В 1972 году ее торжественно сдали в эксплуатацию. Тогда это была суперсовременная магистраль. Сейчас по ее состоянию дорогу можно отнести скорее к проселочной, чем к важнейшей федеральной трассе, которая входит в европейскую сеть маршрутов E30 и азиатский маршрут AH6. В 2007 жители Челябинской области даже провели митинг "Нет дороге смерти".

Широкая двухсторонняя дорога по три полосы в каждую сторону. Вот так, в идеале, должна выглядеть вся федеральная трасса М5. Пока это только участок за Уфой в направлении Самары – всего 70 километров.

Цена одного километра такого идеала в горной части трассы М5 около 350 миллионов рублей. При прямом подсчёте всех затрат на реконструкцию дороги выходит сумма около 100 миллиардов рублей.

"Есть федеральная целевая программа. Этот участок вошёл в неё. По ней дорогу будут делать по B1-ой технической категории, то есть по две полосы в каждую сторону с разделительной полосой 5 метров", – сообщил Максим Новосельцев, главный инженер управления федеральных дорог "Южный Урал".
Когда начнётся эта полномасштабная реконструкция, пока неизвестно. В работе сейчас только первый участок длинной всего 9 километров. И пока водителям при планировании поездки из Челябинска в Уфу по трассе М5 надо закладывать минимум два дня на дорогу и надеется, что не будет снега или дождя, не будет аварий, не будет много машин. Другими словами, надеется на чудо.