"Броненосец "Потемкин" был воспринят как экшен. История с Андреем Светенко

В этот день ровно 85 лет назад - в 1925 году - состоялась премьера кинофильма "Броненосец "Потемкин". С подробностями – исторический обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей Светенко.

В этот день ровно 85 лет назад - в 1925 году - состоялась премьера кинофильма "Броненосец "Потемкин". С подробностями – исторический обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей Светенко.

Создание фильма - прямое подтверждение ленинской фразы "из всех искусств для нас важнейшим является кино". И тут уже интересно, что первый год без Ленина советское киноискусство отметило вовсе не фильмом о вожде. Эйзенштейн, вообще-то, хотел экранизировать или "Железный поток" Серафимовича или "Конармию" Бабеля, но и там, и там так или иначе должны были присутствовать руководители партии, между которыми тогда шла борьба за власть. Поэтому в "Броненосце "Потемкине" их нет вовсе. Одни героические массы. Забегая вперед, скажем, что именно это и обеспечило картине мировое признание. Фильм воспринимался как первая масштабная кинодрама, современным языком говоря, экшен, да еще на актуальный революционный тренд. Причем в Европе восприняли второе, там демонстрация фильма вызвала подъем левого рабочего движения. А в далеких от таких проблем Соединенных Штатах клюнули на первое - Эйзенштейн получил главный приз американской киноакадемии за лучший фильм года.

Мало кто знает, что перед Эйзенштейном ставили более масштабную задачу. Снять эпопею про 1905 год: от январского расстрела в Петербурге до декабрьского вооруженного восстания в Москве, чтобы показать роль партии. Понятно какой. Удивительно, но режиссеру удалось убедить начальство ограничиться одним эпизодом. Летним. Событиями в Одессе и восстанием на Броненосце "князь Потемкин-Таврический", в которых этой роли как раз меньше всего. Но самое странное, как Эйзенштейну удалось заворожить зрителя, что все его симпатии на стороне восставшего корабля. Хотя его бронебойные орудия ведут огонь по городским кварталам. Нет. Впечатление такое, что стреляют только по дворцам, хижины не трогают.

Любопытно, что на самом деле в дни, когда Броненосец терроризировал Одессу, с корабля удалось сбежать матросу по фамилии Кабарда, который рассказал, во-первых, что из 750 человек экипажа, 400 - новобранцы, которых держат в трюмах, потому что они не разделяют революционных настроений, а, во-вторых, всем на корабле руководят какие-то штатские люди, севшие на борт уже в одесском порту.

Реальный контекст восстания на Броненосце заключался в том, что той группе матросов, которые убили командира корабля капитана Голикова, старпома Неупокоева и еще четверых офицеров, отступать, конечно, было некуда. Отсюда и закономерный уход. Уход за границу, и сдача румынским властям, в надежде избежать интернирования на родину.

И последнее - тоже очень показательное. Настоящий "Броненосец "Потемкин" в 1925 году был сдан на слом. И его роль в кино сыграли в кавычках броненосец "Двенадцать апостолов" на общих планах и палуба крейсера "Коминтерн".