Медведев пообщался с индийскими студентами, мечтающими работать в России

Дмитрия Медведева встречали в 23-миллионном мегаполисе Мумбаи, где приоткрыли научные тайны технологического института, построенного когда-то при поддержке Советского Союза. Считает ли Россия себя сверхдержавой – таким был лишь один из вопросов, заданных Медведеву участниками встречи.

Во второй день официального визита Дмитрия Медведева в Индию российского президента встречали в 23-миллионном мегаполисе Мумбаи, где приоткрыли научные тайны технологического института, построенного когда-то при поддержке Советского Союза. Считает ли Россия себя сверхдержавой – таким был лишь один из вопросов, заданных Медведеву. Обсуждали и российско-американский договор СНВ, и проблему терроризма, и Шанхайскую организацию. Россия приглашает Индию к более активному сотрудничеству с ШОС.

В знак особого восточного уважения (особого, в том числе, потому что здесь хорошо помнят: основа экономического роста Индии – это в том числе поддержка Советского Союза, и даже этот институт 52 года назад построили отчасти на российские деньги) высокому гостю Медведеву показывают то, что обычно считают научной тайной: те самые лаборатории, с которыми индийские ученые приедут в Россию.

2010 лучших студентов технологического института уже начали изучать русский. К президенту страны, в которой хотел бы работать каждый, кто пришел в зал, вопросы, понятно, не только о науке. Считает ли Медведев Россию супердержавой?

"Мне бы не хотелось, чтобы кто-то когда-то использовал соответствующую терминологию, – заметил российский президент. – И мне кажется, что и другие страны должны воздерживаться от этого. Наоборот, мы сегодня стараемся говорить о многополярном мире. За последние годы впервые об этом стали говорить наши американские партнеры: о том, что мир состоит из разных полюсов, в нем есть разные интересы, их нужно согласовывать. Мне кажется, это абсолютно правильно. Поэтому я хочу сказать, что любой занавес, любая стена опасна: и идеологическая, и технологическая. И попытка объявить себя супердержавой, абсолютно независимым ни от кого государством, может привести именно к появлению такого рода стен и занавесов. Это было бы крайне непродуктивно".

Перенаселенный Мумбаи, где только по официальным данным живет 23 миллиона человек. Это не только крупнейший финансовый и промышленный центр – в городе действуют 15 тысяч заводов, – но и самый, как здесь считают, опасный индийский город. После страшного теракта, который Мумбаи пережил в 2008, здесь введены особые меры безопасности.

Два года назад в знаменитой и самой дорогой местной гостинице "Тадж Махал" террористы убили 180 человек. Потому студентов интересует, как по мнению Медведева, нужно бороться с терроризмом и с любой, в том числе, военной агрессией.

"Если Россия подвергнется террористической атаке со стороны иностранного государства, и мы будем уверены, что это иностранное государство покрывает террористов, мы будем защищать свои национальные интересы, – заметил Медведев. – В том числе – путем применения соответствующих вооруженных сил и иных возможностей, которые существуют у государства в сфере безопасности. Здесь ни у кого не должно быть сомнений. Я считаю, что такое право у любого государства есть. И само государство определяет, в каких ситуациях ему использовать это право, а в каких ситуациях ему воздержаться".

О международной безопасности, глобальных угрозах и сокращениях российско-американского ядерного потенциала прозвучал отдельный вопрос. 90% ядерного мирового оружия принадлежат, как известно, России и США. Потому позиция Медведева остается неизменной. Официальная Москва надеется на скорейшую ратификацию договора по СНВ в американском Конгрессе. Возможно ли полное мировое разоружение, Медведев отвечает однозначно:

- Полное разоружение в ближайшем будущем не возможно. Если бы я сказал иное, вы бы подумали, что я сказочник. Но предпринимать усилия для того, чтобы угроза применения оружия массового поражения уменьшалась, мы обязаны. Мы с президентом Соединенных Штатов Америки сделали неплохой шаг в этом направлении, когда подписали договор об СНВ. Сейчас дело за его ратификацией. Мой коллега, президент Обама, бьется со своими законодателями, старается убедить их в целесообразности ратифицировать соответствующий документ. Я надеюсь, что ему будет способствовать удача. И что он сможет договориться. Потому что, в противном случае, конечно, этот процесс остановится. Я думаю, вы понимаете, если американцы они этого не сделают, то мы не ратифицируем этот договор. Мы договорились о том, что мы сделаем это параллельно. Но я все-таки оптимист в этом плане. Я считаю, что он будет ратифицирован.

А вот в какой тональности американские дипломаты рассуждают о России и что думают о российской демократии, самой России не интересно. Вопрос про "Викиликс" и утечки из американского Госдепа на таких встречах теперь, можно сказать, традиционный.

"Нам, в общем, честно говоря, наплевать на то, что говорят в дипломатических кругах, давая характеристику тем или иным общественным процессам в нашей стране, потому что это лишь мнение, – говорит Медведев. – Гораздо важнее, что происходит на самом деле. Во-вторых, не буду скрывать, когда люди общаются, они используют иногда очень жесткие выражения. Мы тоже их используем. Поэтому я уже как-то говорил, что если бы такая утечка произошла из недр нашего Министерства иностранных дел или наших секретных служб, то многие наши партнеры, и американцы в том числе, получили бы заряд эмоций, прочитав теплые слова о себе".

В российско-индийских отношениях дипломатических проблем нет. Об экономическом и энергетическом сотрудничества Медведев на фоне подписанных вчера документов в Мумбае говорит отдельно. Индия – вторая после Китая по темпам роста экономика мира и четвертая страна по объему ВВП.

В самом Мумбае, впрочем, гордятся не только экономическим ростом. Кинематограф в Индии едва ли не национальная идея. Знаменитую фабрику грез, так называемый "Болливуд", где ежедневно в прокат выходит по три фильма, сегодня показывают Медведеву. Всемирно известный индийский киногород – здесь круглосуточно кипит работа – сотрудничает, в том числе, с российскими режиссерами.