Пермский футбольный клуб "Амкар" покинул премьер-лигу

Пермский футбольный клуб "Амкар" покинул премьер-лигу. Для дальнейшего участия в чемпионате России у него просто нет средств. И это не единственный региональный клуб, который столкнулся с проблемой нехватки финансирования.

Пермский футбольный клуб "Амкар" покинул премьер-лигу. Для дальнейшего участия в чемпионате России у него просто нет средств. И это не единственный региональный клуб, который столкнулся с проблемой нехватки финансирования. Денежных трудностей, пожалуй, не испытывают лишь основные команды Москвы и Санкт-Петербурга. У остальных клубов состоятельные спонсоры находятся редко, а зарабатывать на билетах, трансляциях и продаже клубной символики – получается плохо.

Пермский "Амкар" добровольно покинул премьер-лигу, в очередной раз показав, насколько шатко положение большинства российских футбольных клубов. Уральская команда получала частичное финансирование из краевого бюджета, но по договоренности с властями на каждый государственный рубль клуб должен был привлечь рубль от частного инвестора. Желающих вбросить порядка 10 миллионов долларов в бездонную бочку, а это половина годового бюджета "Амкара", не нашлось. Что неудивительно. Вложения едва ли принесли бы отдачу. Зарабатывают на футболе в России единицы, да и они, в конечном счете, убыточны.

"Не приходилось слышать о финансовых проблемах только в "Зените", "Спартаке", ЦСКА, "Локомотиве", "Динамо" – за этими брендами стоят большие и стабильные компании. Клубы, которые привыкли рассчитывать на региональные власти, живут как на пороховой бочке. Регулярно лихорадит "Крылья Советов", "Томь", "Анжи" и "Сатурн" – эти клубы существуют за счет госдотаций", – говорит Алексей Бобровский, экономический обозреватель телеканала "Россия-24".

Футбол – это бизнес, который успешен далеко не у всех. Основные доходы складываются из спонсорских контрактов, продажи билетов и абонементов, торговли атрибутикой, доходов от телетрансляций , средств, вырученных от продажи игроков.

Редкий российский клуб может похвастать серьезными доходами хотя бы по одному из этих пунктов. Что уж говорить о скромных середняках, которым и продавать-то особо некого, на матчи которых приходят не более 10 тысяч болельщиков, а деньги от продажи клубной атрибутики и вовсе становятся каплей в море. Тут вся надежда только на альтруиста с большими деньгами, воспринимающего футбол не столько как бизнес, сколько как любимую игрушку.

Так во сколько обходятся футбольные клубы своим владельцам? Лидер по величине бюджета – "Зенит". В 2011 году команда потратит не менее 100 миллионов долларов. Далее в списке расположились московские клубы "Спартак", ЦСКА, "Локомотив" и "Динамо". Бюджеты клубов, занявших места с 8 по 16 примерно от 15 до 25 миллионов долларов.

Судьба большинства футбольных середняков как раз и зависит от того, готовы ли региональные власти безвозмездно расстаться с этой суммой. Самоокупаемость футбольных клубов средней руки – вопрос довольно далекого будущего.