Счётная палата обещает вычислить всех воров-чиновников

Москву, похоже, ждет серия громких коррупционных скандалов
По данным Генпрокуратуры, хозяин столичного подземелья Дмитрий Гаев за время своего руководства метрополитеном стал богаче на 112 миллионов рублей
Москву, похоже, ждет серия громких коррупционных скандалов
По данным Генпрокуратуры, хозяин столичного подземелья Дмитрий Гаев за время своего руководства метрополитеном стал богаче на 112 миллионов рублей
Москву, похоже, ждет серия громких коррупционных скандалов. Сомнительными в Счетной палате считают примерно 25% расходов бюджета столицы. Аудиторскую проверку столичного метрополитена, Мосгортранса, Мосэнерго и затрат на дорожное строительство закончат через несколько дней.

Москву, похоже, ждет серия громких коррупционных скандалов. Сомнительными в Счетной палате считают примерно 25% расходов бюджета столицы. Аудиторскую проверку столичного метрополитена, Мосгортранса, Мосэнерго и затрат на дорожное строительство закончат через несколько дней. Но глава Счетной палаты Сергей Степашин уже заявил: часть документов по результатам проверки его ведомству придется переслать в прокуратуру.

Схема финансирования городского хозяйства – это даже не лабиринт. Это запутанный клубок всевозможных денежных потоков. Аудиторы Счётной палаты примерно так характеризуют систему, которую приходится распутывать.

"Чтобы разобраться нам во всех перипетиях этого процесса, придётся нашим экспертам вплоть до того, что превратиться в эдаких диггеров финансового подземелья", – говорит заместитель председателя Счетной палаты РФ Валерий Горегляд.

"Подземелья" – потому что система управления московским хозяйством настолько хаотична, что деньги, вливаемые из бюджета, буквально тонут в омуте. Вот, например, дорогами занимаются одни компании. Их – две. Транспортом – другие. Тут распорядителей госсредств – уже пять. И никто из них не знает, что делают коллеги. В итоге баснословные суммы фактически растворяются, не принося ожидаемого эффекта. То есть и дороги плохие в городе, и общественный транспорт работает, мягко говоря, плохо.

"В целом, создаётся впечатление такой сложной, может быть, даже где-то сознательно запутанной системы, – продолжает Валерий Горегляд. – И, по нашим предварительным оценкам, 25% расходов городского бюджета, по сути, находится в зоне коррупционного риска".

Говоря простым языком: четверть всех денег просто оседает в карманах. Их воруют. Фамилии, имена, должности – установление всех этих данных, конечно, не задача Счётной палаты. Аудиторы надеются: правоохранительные органы не оставят без внимания их отчёт. Наглядный пример того, как можно за счёт государства зарабатывать – как раз Московский метрополитен. По данным Генпрокуратуры, хозяин столичного подземелья Дмитрий Гаев за время своего руководства метрополитеном стал богаче на 112 миллионов рублей.

В 1997 году в метро закупили турникеты за 24 миллиона долларов. Гаев запатентовал их как автоматизированную систему оплаты проезда и проверки проездных". В 98-м – еще один патент. На возведение станций глубокого залегания. Полученные в 99-м "авторские" составили 12 миллионов рублей. Потом – по 10. А если на само метро средств не хватало – то просто повышалась стоимость проезда. В конце ноября мэр Москвы Сергей Собянин потребовал снизить стоимость прокладки новых линий. Проверку деятельности метрополитена начала Счетная палата.

"Какие лишние траты, насколько эффективно управляется предприятие – это работа подходит к концу. До конца года она будет сделана, – пообещал Сергей Собянин в эфире программы "Наш город" на канале ТВЦ. – На основании этого будут сделаны соответствующие выводы. Никакими увольнениями проблему метро не решить. Надо серьёзно им заниматься".

Счётная палата вообще начала проверять всё городское хозяйство по приказу мэра. По сути, впервые за последние лет 10. Предварительные выводы будут в конце декабря, когда аудиторы закончат разматывать клубок всех финансовых потоков, питающих столицу. И, как сейчас уже подозревают, личные бюджеты чиновников. Кто же ворует в Москве, и в каких масштабах – окончательно станет известно только в январе, когда отчёт аудиторов будет опубликован. Но уже сейчас в Счётной палате утверждают: на лицо, как минимум, злоупотребление должностными полномочиями. А это – уголовное преступление.