"Семейный альбом": счастливые минуты прошлого на первых фотографиях

В Историческом музее в Москве показывают "Семейный альбом". Так называется выставка, в которую вошли более 100 фотографий середины XIX – начала XX века. Сами мастера относились к процессу как к высокому искусству, а те, кто приходил в фотоателье, как к священнодействию.

В Историческом музее в Москве показывают "Семейный альбом". Так называется выставка, в которую вошли более 100 фотографий середины XIX – начала XX века. Это время, когда фотопортрет только-только входил в русскую жизнь. Сами мастера относились к нему как к высокому искусству, а те, кто приходил в фотоателье, как к священнодействию. На выставке представлены фотографии не только знатных сановников, но и простых людей.

Эти женский и мужской портреты, выполненные в петербургском ателье Робиляра, одном из первых, можно считать началом фотопортрета в России. Это 1860-е годы. Тогда такое изображение стоило немыслимые деньги – порядка 25 рублей серебром, а сегодня так и вообще бесценно. Это знаки новой эпохи и в жизни общества, и в искусстве.

"Некоторые виды изоискусства начинают меняться. Всё реже – миниатюра, гравированный портрет. Их вытесняет фотография", – поясняет директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

В Историческом музее – одна из крупнейших коллекций фотографий в мире. Сюда после революции попадали целые семейные альбомы. Ателье фон Ганн – придворное. Ему доверен фотопортрет цесаревича Алексея, дочерей Николая Второго Татьяны и Ольги. Мальчик с собакой – Феликс Юсупов, будущий организатор убийства Распутина. Фотографы располагали целым арсеналом специальных декораций и предметов интерьера. Ведь каждое фото должно было что-то отражать в человеке: задумчивость, любовь к чтению. Есть воспоминания о том, как это было.

"Вертеться не позволено. Да и невозможно, так как голова упирается в медную рогатину – копфгальтер. Чтобы человек сидел не сваливаясь", – зачитывает воспоминания фотографируемых автор выставки Татьяна Сабурова.

Светом пользовались естественным, крыша и одна из стен ателье обязательно были из стекла. Если дни были пасмурные – прощай, работа, порой на несколько недель. Заранее оговаривали всё, вплоть до складок на платье. Кстати, старались, чтобы оно было непременно выходным. Ведь фотографироваться шли как на праздник.

"Есть воспоминания Якушкина, филолога. Он пишет: "Друзья просят сделать фото, но нет денег на хороший костюм", – зачитывает Татьяна Сабурова.

За портрет Бенуа знаменитый фотограф Дмитриев получил в 1899 году на выставке русского географического общества бронзовую медаль. Из известных людей – семейные фото Сергея Алексеевича Уварова, первого директора Исторического музея. А также семейства Бахрушиных.

"Нашему музею дорог Алексей Петрович Бахрушин. Он передал свою коллекцию. Она в основе практически каждого отдела", – поясняет Татьяна Сабурова.

К десятым годам XX века фотография прочно вошла в жизнь русского человека. С отдельных портретов жениха и невесты начиналась семейная жизнь, продолжалась парным портретом, затем – семейным. Кто были большинство из этих людей – неизвестно. И вряд ли мы узнаем имя и судьбу этой очаровательной девочки. Только будем знать, что однажды в 1880 году её привели фотографироваться. И, судя по всему, она была очень счастлива.