Тема:

Коллапс в аэропортах 13 лет назад

Эксперты: авиаколлапс породило отсутствие ответственности

Сотни рейсов были отменены или задержаны. У стоек регистрации образовались огромные очереди


фото ИТАР-ТАСС

Всего в терминалах аэропорта ожидают вылета свыше семи тысяч человек

Всего в терминалах аэропорта ожидают вылета свыше семи тысяч человек
фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС

В Домодедове и Шереметьеве пассажиры вынуждены буквально поселиться. Многие жалуются на неразбериху и отсутствие информации (фото - ИТАР-ТАСС)

В Домодедове и Шереметьеве пассажиры вынуждены буквально поселиться. Многие жалуются на неразбериху и отсутствие информации (фото - ИТАР-ТАСС)
фото ИТАР-ТАСС

Всего в терминалах аэропорта ожидают вылета свыше семи тысяч человек

Всего в терминалах аэропорта ожидают вылета свыше семи тысяч человек
фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС

Всего в терминалах аэропорта ожидают вылета свыше семи тысяч человек

Всего в терминалах аэропорта ожидают вылета свыше семи тысяч человек
фото ИТАР-ТАСС

Сотни рейсов были отменены или задержаны. У стоек регистрации образовались огромные очереди
Всего в терминалах аэропорта ожидают вылета свыше семи тысяч человек
В Домодедове и Шереметьеве пассажиры вынуждены буквально поселиться. Многие жалуются на неразбериху и отсутствие информации (фото - ИТАР-ТАСС)
Всего в терминалах аэропорта ожидают вылета свыше семи тысяч человек
Всего в терминалах аэропорта ожидают вылета свыше семи тысяч человек
Авиасообщение из столичных аэропортов испытывает серьезные затруднения, однако усилиями властей и авиакомпаний положение выправляется. Тем не менее, уже понятно, что винить во всем погоду – значит уходить от решения вопроса. Какие уроки можно извлечь из нынешних событий, Вести.Ru спросили экспертов.

Авиасообщение из столичных аэропортов испытывает серьезные затруднения, однако объединенными усилиями властей и авиакомпаний положение выправляется. Тем не менее, уже сейчас понятно, что винить во всем погоду – значит уходить от решения вопроса. Какие уроки можно извлечь из нынешних событий, Вести.Ru спросили экспертов.

Главный урок – это отсутствие ответственности или боязнь ответственности со стороны должностных лиц, которые могут и должны принимать решения, но не делают этого, считает аналитик ФГ "Калита-Финанс" Алексей Вязовский.

"Я только что прилетел из Праги. Могу сказать, что обслуживание со стороны "Аэрофлота" – выше всяческих похвал. И это не пиар или скрытая реклама авиакомпании. Два дня мы не могли вылететь из Праги. "Аэрофлот" поселил всех пассажиров в гостинице Marriott, компания оплатила завтраки, обеды, ужины, предоставила дополнительные ваучеры на питание. Когда стало ясно, что рейс "Аэрофлота" из Москвы не прибудет, компания пересадила нас на рейс чешской авиакомпании, которым я и добрался домой. Вот как все организовано в Праге. Что мешает компании работать также хорошо и в России?" – задается вопросом Вязовский.

По его мнению, работе мешает правовая неопределенность во взаимоотношениях руководства аэропортов, авиакомпаний и местных властей. Все они кивают друг на друга. Сказывается и отсутствие людей, готовых взять на себя ответственность, а также чрезмерная монополизация принятия решений.

Чего стоит крик души директора аэропорта "Домодедово" Вячеслава Некрасова, который обратился за помощью непосредственно к губернатору Подмосковья Борису Громову, главе МЧС Сергею Шойгу, министру транспорта Игорю Левитину и другим должностным лицам.

"Благодаря оперативным мерам, предпринятым МЧС, в аэропорт доставлены три дизель-генераторные установки (400, 100, 100 кВт), которые позволили обеспечить возможность оформления рейсов и уменьшить последствия транспортного коллапса. Однако поддержание работы аэропорта по данной схеме не может продолжаться сутками. Для обеспечения требуемого объема пассажирских перевозок этого недостаточно. Необходимо Ваше личное вмешательство в процесс срочного восстановления энергоснабжения аэропорта в соответствии с требуемой категорией надежности до новогодних праздников. Без этого нормальное штатное функционирование аэропорта невозможно. Прошу Вас в кратчайшие сроки принять безотлагательные меры к полному восстановлению энергоснабжения аэропорта", – отмечает Некрасов.

В сущности, основной вины аэропорта в этом транспортном коллапсе нет, поскольку за работу электростанций отвечает совсем другая организация, считает Вязовский. "К кому подавать иск застрявшему пассажиру – к аэропорту, авиакомпании или энергокомпании? Вопрос сложный, нужно быть готовым к длительному судебному разбирательству", – отмечает эксперт.

Но вот что помешало "Аэрофлоту" наладить достойное обслуживание пассажиров в "Шереметьево" – тема, открытая для обсуждения. Блоги переполнены резкими заявлениями и нелестными отзывами. "Хотя бы прислали пару "ГАЗелей" с питьевой водой в аэропорт, а то местные продавцы взвинтили цены до 500 рублей за бутылку. Что, трудно это сделать? Сняли бы часть напряжения", – пишет один из пассажиров. "Действительно", – соглашается Вязовский.

"Гостиничный фонд Москвы не может разместить всех застрявших в пути пассажиров. Но это надо прямо объяснять людям. Или надо предоставить транспорт до города всем желающим отложить полет. Это что, тоже трудно сделать? Не хватает ваучеров на питание или посадочных мест в ресторанах и кафе? Не вопрос, можно предложить людям стандартные полетные наборы, самой компании это обойдется даже дешевле", – считает главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий.

По его мнению, некоторые положения Воздушного кодекса значительно "обгоняют" действительные возможности отечественных авиакомпаний. Многие пассажиры стремятся летать дешевле, что по-человечески оправдано. Они полагают, что после определенной по времени задержки рейса им положено питание и гостиница на ночь.

"Все стали грамотными. А то, что некоторые авиакомпании не могут оплатить такие услуги, пассажиров не интересует совсем. Покупая билет за 2-3 тысячи рублей на рейс авиакомпании, у которой три – пять самолетов, мы задумываемся, что в случае задержки рейса эта авиакомпания не накормит нас и не поселит в гостиницу? Нет, не задумываемся. А надо бы, поскольку нужно предвидеть развитие событий. Другое дело – крупные авиакомпании, с них и спрос другой", – отметил Синицкий.

Нынешние задержки в авиарейсах уже сейчас можно подразделить на две составляющие: задержки по вине аэропортов и задержки по вине авиакомпаний. Отключение электропитания в "Домодедово" по причине погодных условий – это форс-мажор, вины аэропорта здесь нет. Поэтому пассажирам будет трудно засудить аэропорт.

"А вот то, что люди вынуждены оставаться без питания, воды и гостиниц – это вопрос к авиакомпаниям. Тут судебные иски имеют перспективу, поскольку пассажир заключает с авиакомпанией договор на обслуживание. Можно притянуть и страховые компании. Когда все эти вопросы сплетутся в суде в один клубок, тут и выйдет наружу все несовершенство законодательства", – подчеркнул Синицкий.

Задержки при отправлении авиарейсов и положение в аэропортах – это стечение нескольких обстоятельств, среди которых погода, нерасторопность обслуживающего персонала и отсутствие необходимого оборудования. Плюс, конечно, свою роль играет предновогодняя обстановка, когда пассажиропоток значительно возрастает, считает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.

"Так как здесь сочетаются несколько факторов, за которые отвечают разные структуры, то поиск ответственных займет много времени. Поскольку все "действующие лица драмы" сработали не очень хорошо, то и репутация всех участников пострадает незначительно, так как один участник может объяснить свои действия нерадивостью другого. Ответственность "размазывается" тонким слоем на всех, ущерб от давления этого слоя незначительный, да его практически и нет. Тем не менее, судебные иски возможны, но установление виновных будет долгим и трудным делом, поэтому подавать иски отважатся самые стойкие пассажиры", – отметил Баранов.

А вот юридические лица, которые считают нанесенный им ущерб серьезным, могут начать судиться, но и здесь установить истину непросто, так как "спусковым крючком" стали погодные условия, которыми никто не может управлять, подчеркнул эксперт.

Не стоит считать какой-то один аэропорт менее подготовленным, чем другой. Скорее, можно говорить о том, что в "Шереметьево" и "Домодедово" не все службы сработали оперативно и были готовы к такому форс-мажору.

"Учитывая, что это именно форс-мажор, авиакомпании не будут предпринимать опрометчивые шаги и переходить из аэропорта в аэропорт, тем более, что ни один московский аэропорт не застрахован от таких случаев. Нет смысла и для кадровых перестановок, потому что ни один руководитель не может избавить аэропорт от такой напасти, как погодные катаклизмы", – считает Баранов. Тем не менее выводы последуют, чтобы в будущем все структуры знали, что им нужно делать в случае возникновения чрезвычайной ситуации, заключил эксперт.