Космонавт Гречко: в космосе не разбогатеешь

В Париже, в российской миссии при штаб-квартире ЮНЕСКО, запущена Всемирная космическая олимпиада "Звёздная эстафета". На её открытии корреспондент Вести.Ru встретилась с космонавтом Георгием Михайловичем Гречко.

В Париже, в российской миссии при штаб-квартире ЮНЕСКО, запущена Всемирная космическая олимпиада "Звёздная эстафета" . На её открытии мы встретились с космонавтом Георгием Михайловичем Гречко.

- Когда мы летели в Париж, рядом со мной сидел человек, мы разговорились, у него есть сын, ему 9 лет. Он учится в гимназии имени Чкалова и совершенно ничего не знает о космосе. Как вы думаете, почему сейчас молодежь не интересуется космосом, когда раньше все поголовно мальчишки мечтали стать космонавтами?

- С моей точки зрения это плохо. С точки зрения отца - хорошо, что его сын не пойдёт на риски, а станет менеджером, например. Мне кажется, это закономерно. Например, взять нас: сначала нашими героями были пограничники, потом полярники. Первые полярники были нашими кумирами. Сейчас на полюсе работает много людей и делают они гораздо больше наших кумиров, но мы их не знаем. Всегда когда появляется какая-то новая профессия, дети тут же реагируют. Сейчас, поскольку рыночные отношения, все хотят быть богатыми, а в космосе не разбогатеешь, это можно сделать только на Земле.

- Вы в рамках "Звёздной эстафеты" встретились с детьми в посольстве России. О чём они вас спрашивали?

- Дети все разные. Когда я общаюсь с ними, наблюдаю за тем, как они воспринимают. Всегда находится несколько человек с горящими глазами. Этот раз не был исключением. Ты видишь, что они не потому сидят, что их привели, и ждут, когда всё закончится, а потому что им действительно интересно.

- Вы сказали, что в космосе не разбогатеешь. Какая у вас, дважды Героя Советского Союза, пенсия?

- У меня пенсия больше, чем у большинства наших граждан, но гораздо меньше, чем у моих американских коллег.

- Это правда, что вы стали космонавтом, прочитав Жюль Верна?

- Не только его. И братьев Стругацких. Фантастика поманила меня в космос. Я много кем хотел быть в детстве. Посмотрел кино про снайперов, захотел стать снайпером. Потом посмотрел кино про танкистов, решил стать танкистом. Сходил в цирк, решил "на радость" маме стать воздушным гимнастом. Но всё-таки фантастика захватила меня сильнее. Космонавты – это люди смелые, верные, никогда не теряющие самообладания, настоящие мужчины. Я захотел стать таким.

- Но это же огромный авантюризм.

- Конечно, но, наверное, у меня была склонность к авантюризму. И слава богу! Сейчас тот же авантюризм остался, но вот только сил соответствовать собственным желаниям уже меньше. Мне, конечно, хотелось бы ещё раз в космос слетать, посмотреть далекие земли, но я уже даже в самолете долго не выдерживаю сидеть. 80 лет – это возраст, когда надо бы успокоиться.

- Можно же по-другому как-то использовать свою энергию, если её так много?

- Конечно, у меня огромная библиотека. Там несколько тысяч книг. Я постоянно провожу исследовательскую работу о возможных внеземных цивилизациях и контактах с ними, о пирамидах, о 2012 годе. Но, не буду лукавить, иногда я всё-таки тряхну стариной и собираю экспедиции. Вот недавно мы ходили на гору Синай в поисках летающих тарелок, которые, как утверждали очевидцы, там уже находятся последние двадцать лет.

- А оказалось, что это не летающая тарелка, а гора?

- Да, оказалось, что это гора.

- Удивительно, как вы, доктор физико-математических наук, человек, летавший в космос, верите в летающие тарелки. Вы действительно думаете, что они есть?

- У меня целый шкаф книг на эту тему, и никто ещё не доказал, что инопланетяне есть. Но никто и не доказал, что их нет. Вот недавно открыли новую планету, в её атмосфере нашли молекулы мышьяка, значит, жизнь там может быть. Если раньше это считалась научной ересью, то сейчас многие учёные склоняются к существованию других цивилизаций. Я не знаю, есть они или их нет. Но я верю, что есть, ведь так интереснее жить.

- Именно эта вера отправила вас искать инопланетян на месте падения Тунгусского метеорита?

- Была версия, что это не метеорит, а останки космического корабля, но мы не нашли его останки.

- Когда я спросила вас про авантюризм, вы в ответе упомянули бога. И на пресс-конференции несколько раз сказали "слава богу", "с божьей помощью". Вы верующий человек?

- Да, я верующий. Многих удивляет, как космонавт может быть верующим! Но бога нужно искать не в небе, а в своей душе. Я проанализировал свою жизнь, при моём взрывном и безоглядном характере, я бы уже давно был бы или на том свете, или инвалидом. Я думаю, что сейчас жив только благодаря своему ангелу-хранителю.

- Скучаете сейчас по полётам?

- И да, и нет. Я был хорошим космонавтом, а для этого нужна и хорошая память, и хороший ум, и физическая подготовка. У меня в мои годы этого уже, к сожалению, нет.

- Вы говорите об объективных причинах. А по-человечески тянет в небо обратно?

- Тянет, конечно. Космос мне часто снится.

- Ваш полёт длился 96 дней. Что было тяжелее всего? Разлука с родными? То, что за тобой постоянно наблюдают? Еда из тюбиков?

- Одиночества там нет, потому что летишь в паре с кем-то. Потом ещё прилетают два человека во время посещения, а каждые полтора часа ты общаешься с ЦУП. Наоборот, хотелось побыть одному иногда. Конечно, грустил по семье, но это же недостойно: бросить работу и вернуться к жене.

- Космонавтам перед полётом всегда показывают "Белое солнце пустыни". Почему именно этот фильм?

- Вообще сначала нам показывали фильм "Тридцать три", это комедия положений с Леоновым. Потом стали показывать "Белое солнце пустыни". Потом кому-то из молодых надоело, и стали смотреть "Ширли-мырли". Но потом опять вернулись к "Белому солнцу пустыни". Этот фильм про человека, который оказывается в трудном положении, когда выполнить свой долг и остаться верным другу смертельно опасно. И в этих тяжёлых условиях человек не теряет себя, сохраняет самообладание и чувство юмора, проявляет свои лучшие качества. Вы знаете, последняя ночь перед стартом, хочешь или не хочешь, будешь волноваться. Есть два ложных пути. Первый – сказать, что тебе море по колено, я всё сделаю, всё ерунда, ведь я отлично подготовлен ко всему. И этот путь будет ошибкой. Второй путь – запаниковать, испугаться, накрутить себя. И это тоже будет ошибкой. "Белое солнце пустыни" - это метроном, который задаёт космонавтам правильный ритм и настроение.

Всемирная космическая олимпиада "Звёздная эстафета" призвана поднять на новый уровень интерес молодежи всего мира к космосу. Участие в олимпиаде примут подростки в возрасте от 14 до 18 лет. Первые три дистанционных тура пройдут с декабря по февраль на сайте проекта, причём победителям каждого тура вручаются призы: модные гаджеты, право на обучение в ведущих российских вузах и многое другое. Помимо этого, пятьсот участников, показавших по итогам двух туров наилучший результат, выйдут в финал, в котором и будут определены победители всей олимпиады. Призёры дистанционных туров примут участие в суперфинале, который пройдёт в апреле 2011 года в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО.