Проблема с "тошнотворным" 3D пока не решена

Чрезмерное увлечение просмотром 3D-фильмов приводит к "передозировке" трехмерным изображением, которая влечет за собой тошноту, рвотные позывы, головокружение и дезориентацию в пространстве, предупреждают ученые. Эта проблема, обнаруженная еще в начале 1990-х годов, до сих пор остается нерешенной.

Чрезмерное увлечение просмотром 3D-фильмов приводит к "передозировке" трехмерным изображением, которая влечет за собой тошноту, рвотные позывы, головокружение и дезориентацию в пространстве, предупреждают ученые. Эта проблема, обнаруженная еще в начале 1990-х годов, до сих пор остается нерешенной, даже несмотря на взрывной рост числа фильмов в трехмерном формате за последние годы и выпуск дорогих высокотехнологичных 3D-телевизоров.

Впервые о "тошнотворном" 3D стало известно в 1993 году, когда Sega разработала первый прототип стереоскопических очков для видеоигр. С помощью этих очков пользователи могли полностью погрузиться в мир виртуальной реальности - это стало возможным благодаря маленьким дисплеям, которые проецировали трехмерную картинку на сетчатку глаз.

Казалось бы, что 3D-технологии еще тогда были обречены на успех. Тем не менее, "геймеры-испытатели"  вскоре заявили, что после длительной игры чувствуют позывы к рвоте. Это объяснялось тем, что трехмерные объекты не менялись достаточно быстро, чтобы успевать за движениями головы пользователя, и в результате возникал сенсорный конфликт между тем, что видели глаза, и тем, что чувствовало внутреннее ухо, отвечающее за органы чувства равновесия и положения тела в пространстве.

Хотя технологии с того времени значительно улучшились, основная концепция осталась прежней: несколько 2D-кадров создают трехмерный эффект, "попадая" с разных углов в оба глаза зрителя. Эта проблема, по словам ученых, характерна абсолютно для всех существующих сегодня 3D-дисплеев, в том числе и для тех, которые установлены в кинотеатрах - частая смена трехмерных кадров вызывает у зрителей рвотные позывы.

Если при просмотре 3D-фильмов человек испытывает головную боль, дезориентацию в пространстве или тошноту, то это типичные симптомы "кибер-укачивания" (cybersickness), отмечает Джуди Барретт из Организации военных научно-технических исследований Австралии в докладе, опубликованном в 2004 году. По мнению ученого, причина этого недомогания заключается в сенсорном конфликте между движением глазных яблок и линз.

Вероятность заработать "киберболезнь" значительно возрастает, если сидеть близко к экрану, поэтому больший шанс испытать дискомфорт имеют те зрители, которые сидят перед 3D-телевизором, чем те, которые смотрят стереоскопический фильм в кино..

Многие добровольцы, в течение часа смотревшие трехмерное ТВ с расстояния 1,2 метра, жаловались на зрительное утомление и недомогание - симптомы, которые приводят к тошноте. Об этом говорится в исследовании, проведенном Японской радиовещательной корпорации (NHK). Тем не менее, даже находясь в кинотеатре, от 10 до 20% людей во всем мире могут иметь проблемы с восприятием 3D-картинки и не знать об этом, подчеркивает Марк Ламбуидж из Университета технологий Эйндховена. 

Так что, если вы решили сходить на каникулах на трехмерное кино и вдруг почувствовали себя плохо - лучше уйти с сеанса. Значит, ваш организм воспринимать без ущерба для себя 3D-технологии в их нынешнем виде не в состоянии.

Также по теме:
LG покажет самый большой в мире 3D-телевизор
Потребителей не удалось завлечь 3D и Интернетом в телевизорах
Первый "безочковый" 3D-телевизор поступает в продажу
В Японии выпустят 3D-телевизоры, для которых не нужны очки
Представлены первые 3D-телевизоры без стереоочков
Sky запустила первый в Европе 3D-канал