"Газпром" уходит в новый год с хорошим настроением

На Камчатке запустили первый магистральный газопровод "Соболево - Петропавловск-Камчатский"
"Газпром" в 2010 году сделал ещё один шаг в сторону усиления своих позиций на ключевом - европейском направлении. Началось строительство газопровода "Северный поток". Многие считают этот проект рискованным, как и "Южный поток", который пока остаётся в планах.

"Газпром" в 2010 году сделал ещё один шаг в сторону усиления своих позиций на ключевом - европейском направлении. Началось строительство газопровода "Северный поток", первая ветка которого будет сдана уже в 2011. Многие считают этот проект рискованным, как и "Южный поток", который пока остаётся в планах. Перспективы крупнейшей российской компании в Европе изучал обозреватель "Вести ФМ" Леонид Гурьянов.

Масштабные проекты ''Газпрома'' на западном направлении часто вызывают критику. Например, Украина, которая недавно превратилась из оппонента в партнёра, призывает отказаться от "потоков", требующих многомиллиардных инвестиций, и сосредоточиться на поставках через украинскую территорию. Рентабельность газопроводов ставят под сомнение и многие российские эксперты, которые указывают на риски на европейском направлении. Начальник отдела аналитических исследований инвестиционной группы "Универ" Дмитрий Александров отмечает, что хоть рентабельность "Северного потока" и не велика, но выгода, тем не менее, будет.

"При текущих ценах он будет рентабелен. Просто сроки свыше 10 лет для инфраструктурного проекта приемлемы, а для инвесторов "Газпрома", которые рассчитывают на короткие сроки окупаемости, которые есть, например, в добыче, естественно, для них это не очень интересно. Особенно, если учитывать, что постоянное увеличение стоимости влияет довольно негативно на оценку инвестиционной программы и на оценку денежных потоков. О высокой рентабельности "Северного" и "Южного потоков" тем более говорить нельзя, единственный аргумент, который говорит в пользу создания всей этой транспортной инфраструктуры, только в том, чтобы "Газпром" не столкнулся с ситуацией сокращения транзита на значительное число европейских потребителей, в случае проблем с каким-то одним из транзитёров", - считает Александров.

Вдобавок у проектов есть и некоторые политические риски, на которые обратил внимание во время своего ноябрьского визита в Германию премьер-министр Владимир Путин. Имеется в виду пресловутый третий энергопакет, в соответствии с которым Польша пыталась обеспечить доступ третьих лиц к газопроводу "Ямал-Европа". Также ЕС требовал изменить межправительственное соглашение России и Болгарии по "Южному потоку'', настаивая на допуске к проекту всех желающих, говорит ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.

"Премьер упомянул о третьем энергетическом пакете, который фактически не позволяет российским крупным сырьевым компаниям входить в транспортировку, переработку, в распределение и в генерацию - те самые отрасли и направления, которые интересны российским бизнес-структурам. Несмотря на заявленную либерализацию внутреннего рынка, в большинстве стран действуют очень жёсткие требования к иностранным компаниям", - отмечает эксперт.

Впрочем, "Газпром" может повернуть эту ситуацию в свою пользу, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

"В ответ "Газпром" может требовать либерализации доступа для своего газа в другие европейские газовые сети, собственником которых он не является. Евросоюз или компании, которые будут владеть другими трубами, будут всячески препятствовать. Скажут - да, у нас либеральный доступ, но сейчас места нет. И, кстати, в нашей трубе места тоже не будет в течение как минимум нескольких ближайших лет", - рассуждает Симонов.

Основным же риском остаётся конъюнктура европейского рынка. Целый ряд европейских партнёров в 2010 году добился от "Газпрома" либо скидок, либо включения в формулу цены так называемой спотовой составляющей, что предполагает более гибкое ценообразование. Правда, в конце года оно сыграло злую шутку с теми, кто продавил такое изменение соглашений - биржевые цены впервые с начала кризиса превысили контрактные. Вопрос в том, насколько это долгосрочная тенденция, комментирует Дмитрий Александров из инвестиционной группы "Универ".

"Если исходить из более-менее умеренного сценария развития в экономике, который не предполагает нового серьёзного кризиса в европейских или американских финансах, не предполагает серьёзного торможения потребления в развивающихся странах основных, в этом случае мы не должны ожидать снижения цен и снижения объёмов потребления. Безусловно, контрагенты в Европе будут пытаться получать дополнительные скидки либо к формуле, либо просто по ходу года, но с одной стороны, может быть, эти скидки будут не столь велики. С другой стороны, они будут компенсированы ростом внутренних цен", - считает эксперт.

Предполагается, что с 2011 года российские цены на газ "Газпрома" будут расти на 15% и к 2014 сравняются с ценой на внешних рынках. С такой политикой за будущее "Газпрома" можно не опасаться. Впрочем, и эти планы могут быть подкорректированы, если на российском рынке будет расти доля независимых производителей, а нефтяники смогут свободно поставлять попутный газ через транспортную систему "Газпрома".