Новогодние кинохиты

Когда предпраздничная суета позади, можно расслабиться у телевизора и посмотреть любимые новогодние фильмы. Их содержание многие знают наизусть, но, тем не менее, без "Иронии судьбы", как без елки, мандаринов и шампанского, трудно представить себе настоящий Новый год.

Когда предпраздничная суета позади, можно расслабиться у телевизора и посмотреть любимые новогодние фильмы. Их содержание многие знают наизусть, но, тем не менее, без "Иронии судьбы", как без елки, мандаринов и шампанского, трудно представить себе настоящий Новый год.

Это сейчас – корпоративы, в 1956 году были новогодние вечера. Эльдар Рязанов в своей "Карнавальной ночи" показал, как это было: танцевальные номера, джазовый оркестр, даже фокусники и клоуны. "Я там играю малюсенькую роль "белого клоуна". У меня было только два съемочных дня. Мне позвонил писатель Ласкин и пригласил. В это время я уже играл главные роли и решил отказаться", – вспоминает Народный артист СССР Владимир Зельдин. Но Зельдина уговорили, а он потом не пожалел. "Карнавальная ночь" 1956 году стала лидером советского кинопроката. Этот фильм посмотрели больше 48 миллионов человек. "У меня было ощущение, что я попал в атмосферу праздника. И вот в этой картине, я считаю, родилась Людмила Гурченко – заразительная, обаятельная, женственная, прекрасно двигается", – рассказывает Владимир Зельдин.

Знакомую каждому историю, особенно под Новый год, хочется снова и снова пересматривать, смеяться над директором Дома культуры, который почему-то считает, что новогодний праздник должен быть не веселым, а серьезным и обязательно полезным. И радоваться тому, что у него ничего не получилось. Зато Новый год получился – с песнями, танцами, конфетти, хлопушками и улыбками.

Главный герой фильма Огурцов говорил: "За все, что здесь сегодня было, лично я никакой ответственности не несу". Впрочем, даже безответственность в Новый год не возбраняется.

Какова она, "Зима в Простоквашино", вся страна увидела по телевизору 26 лет назад. Правда, у самих Матроскина и Шарика телевизор в канун Нового года не работал, и вообще настроение было не праздничное. Так писатель Эдуард Успенский захотел, а режиссер Владимир Попов в мультфильме показал – ссоры, дележ имущества. Но песни все равно звучали. Народный артист СССР Лев Дуров рассказал о распределении ролей.: "Табаков замечательно это делает – такого грандиозного, хитрого, хозяйственного. А я – такого наивного Шарика, которого он вечно попирает. Ну так иногда у меня самолюбие взыгрывает. Когда я там "фиг вам" вместо "вигвам". "Сидишь, понимаешь, что через три секунды ты будешь Шарик, и тебе придется вот так сделать руки [поджимает руки и дышит по-собачьи] и вот весь этот текст сыграть. Потому что если формально говорить текст – ничего не получится. Надо играть", – продолжил актер.

Работу над созданием экранных образов в "Простоквашине" по-братски разделили между художниками-постановщиками. Николай Ерыкалов рисовал животных. В творческих муках рождался Галчонок. Каждого, кто заходил в комнату художников на "Союзмультфильме", просили предложить свой вариант. Поучаствовал даже создатель Чебурашки Леонид Шварцман. Левону Хачатряну достались Печкин, Дядя Федор и его родители. Со своей жены Ларисы Мясниковой художник срисовал маму дяди Федора. Ее неожиданное появление в конце мультфильма и стало главным для простоквашинцев новогодним чудом: "Ничего себе, вашу маму и тут, и там передают. До чего техника дошла. – Это не техника дошла, а я сама сюда дошла. На лыжах. А концерт на пленку записан".

3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12. Этот адрес с 1976 года знал каждый в Советском Союзе, а теперь знают все в России. Хотя, например, в Ленинграде – нынешнем Санкт-Петербурге, 3-ей улицы Строителей никогда не существовало. А чтобы ключ от московской квартиры открыл ленинградскую, и мебель оказалась та же самая – это вообще невероятно. Эльдар Рязанов в титрах честно предупредил, что "это совершенно нетипичная история, которая могла произойти исключительно в новогоднюю ночь". И только по иронии судьбы.

Надя, которая "совершенно не умеет готовить", как оказалось, замечательно поет. Песни композитора Микаэла Таривердиева. Вдова композитора Вера Таривердиева вспоминает: "Самая знаменитая история – о том, как Таривердиев стал автором музыки в к этому фильму. В 1974 году он поехал отдыхать не как всегда в Сухуми, а в Пицунду. И они там пересеклись с Рязановым. Они отдыхали в одно и то же время, и однажды Эльдар Александрович сидел на приступке столовой и напевал песню "На Тихорецкую". Говорил, что в его новом фильме будет эта песня, сетуя, что нет автора, так как песня народная. Мимо проходил Таривердиев и сказал: "Эльдар, как тебе не стыдно. Эта песня моя". В качестве исполнителей пробовались разные певицы, никто не подходил. И тогда Микаэл Леонович вспомнил о своей работе в "Короле-олене" и попросил найти ту девушку, которая пела за Анджелу. И это была Алла Пугачева. Ее нашли, и Микаэл Леонович работал с ней долго и упорно. На Мосфильме даже существуют легенды, что каждый номер записывался по 30 с лишним дублей".

За Андрея Мягкова и его Женю Лукашина пел Сергей Никитин. "Для советских людей это была бомба, потому что впервые с телеэкранов звучала поэзия Цветаевой, Пастернака. Это был прецедент", – рассказала Вера Таривердиева.

И неважно, какие перед Новым годом выходят блокбастеры, комедии и мелодрамы. 31 декабря лидер кинопоказа неизменный – "Ирония судьбы, или с легким паром". Почти все действие происходит в одной квартире, интриги нет – все знают, чем фильм закончится. Но все равно все смотрят. Это уже традиция. Без "Иронии судьбы", кажется, и Новый год не наступит.

Слепить "Новогоднюю" сказку Александр Татарский решил после успеха "Пластилиновой вороны". Придумал мужика- недотепу, женил его на "строгой и авторитетной жене". Она и отправила мужика "легким" пинком в лес за елкой. А тем временем падал почему-то прошлогодний снег. Заслуженный деятель искусств России, композитор Григорий Гладков композитор рассказал, что, по мнению одной из юных зрительниц, "прошлогодний снег" существует: "Однажды в блогах я прочитал письмо одной девушки, девочки даже, школьницы. Она написала: "Я разгадала загадку этих гениальных людей. Оказывается, прошлогодний снег существует, и он даже падает. Прошлогодний снег – это снег, который, вылетает 31 декабря и медленно опускается на землю. Он пересекает Новый год 1 января следующего года и уже падает на землю прошлогодним. Все это длится какой-то миг. Вот как здорово! Красиво как…"

Чтобы "Прошлогодний снег" озвучить, выдумщик Александр Татарский даже инструмент откопал редкий, почти никому неизвестный – казу. "Его придумали, по некоторым слухам, чернокожие музыканты в виде сигары, чтобы издеваться над белыми плантаторами. Он просто искажает голос. Похож на сигару, но такой смешной звук.
Послушайте, как это звучит! Вы сразу вспомните музыку", – продемонстрировал инструмент Геннадий Гладков. Эта почти экзотическая новогодняя музыка звучит вот уже почти 30 лет. Под падающий снег. Прошлогодний.

"Когда в дом входит год молодой, а старый уходит прочь, дано свершиться мечте любой – такая уж эта ночь!" А если дело происходит в Научном универсальном институте необыкновенных услуг и замешаны во всем "Чародеи" – то уж точно, что нет ничего невозможного. Новогодняя сказка Константина Бромберга по мотивам повести братьев Стругацких уже почти 30 лет – новогодний кинохит. И все вроде бы знают, что настройщик роялей Иван расколдует свою возлюбленную, по совместительству – добрую ведьму Алену. И любовь восторжествует. Но все равно смотрят.

Народный артист России Михаил Светин не перестает удивляться: "Нникогда не думал, что "Чародеи" станет таким народным фильмом, никогда не думал". Эммануил Виторган, Александр Абдулов и Михаил Светин песни в фильме поют сами. "Моя тема – тема маленького человечка. Я ведь Чаплином хотел быть, когда был маленьким. Говорил – я буду Чаплиным. И в "Чародеях" тоже. Моя тема", – признался актер. На его роль Фомы Остаповича Брыля, кто только не пробовался. Обсуждались кандидатуры Юрия Никулина, Спартака Мишулина, Михаила Боярского, Олега Анофриева.

Главной "чародейкой" Аленой Саниной могли стать Ирина Муравьева, Лариса Удовиченко, Ирина Алферова. В роли Ивана Пухова едва не оказался Игорь Костолевский. То, что в результате получилось – потом многие скажут, стопроцентное попадание. Или чудо. В Новый год чудеса, как правило, случаются.