"Инопланетянин" советской эстрады отмечает юбилей

Автору музыки "Миллиона алых роз", "Старинных часов", "Вернисажа" Раймонду Паулса исполняется 75 лет. О человеке, который ни на миг не может забыть об оркестре, расскажет корреспондент "Вести ФМ" Ольга Подолян.

Автору музыки "Миллиона алых роз", "Старинных часов", "Вернисажа" Раймонду Паулса исполняется 75 лет. О человеке, который ни на миг не может забыть об оркестре, расскажет корреспондент "Вести ФМ" Ольга Подолян.

Не просто композитор, автор музыки и музыкант - Раймонд Паулс - маэстро. На советской эстраде он был кем-то вроде инопланетянина – "элегантный как рояль", говорили о нем: смокинг и бабочка, латышская сдержанность, легкий акцент. На скрипке Паулс начал играть еще в детском саду. Но во время учебы в Латвийской консерватории он выбрал фортепьяно и увлекся джазом. Он играл на танцевальных вечерах, в ресторанах, много импровизировал - джазовая классика и собственные сочинения. Джазовая манера будет читаться во многих его композициях. Уже работая в Рижском эстрадном оркестре, параллельно писал для театров. Гастролировал по Советскому Союзу, участвовал в международных фестивалях. Писал для кино.

В конце 70-х Раймонд Паулс - уже главный музыкальный режиссер и дирижер Гостелерадио Латвии. Так будет и дальше в его жизни - он умело совмещает серьезные должности с главным призванием - музыкой. Тогда же Паулс обретает второе имя - Маэстро. Эта песня, написанная для Аллы Пугачевой, стала, как бы сказали сегодня, мегахитом. Для Пугачевой он писал много. Эти песни звучали буквально из каждого окна - "На бис", "Без меня", "Старинные часы", конечно, "Миллион алых роз".

Кстати, с "розами" - история особая. Сам Паулс говорит, что первоначально была латышская версия - песня была не о розах, а о девочке. Это уже потом Андрей Вознесенский напишет текст на русском языке, а музыка станет популярна за пределами Советского Союза. Шутка ли, Паулс рассказывает, что японцы ему кланяются, когда узнают, что "Миллион алых роз" написал он.
Перечислять хиты Паулса - дело неблагодарное - список уж слишком длинный. Лайма Вайкуле стала известна на весь Советский Союз благодаря его песням. "Скрипач на крыше", "Я за тебя молюсь", "Вернисаж" - это все Паулс. Страна каждый вечер после программы "Время" слушала прогноз погоды под инструментальную композицию "Пасмурная погода". А родители умилялись над "Бабушкой с дедушкой" в исполнении детского ансамбля "Кукушечка".

Это все Паулс - маэстро за роялем, в еле освещенном углу огромного концертного зала. А за его пределами он добился, кажется, не меньше. В 1988 году Раймонд Паулс стал министром культуры Латвии, а в 1999 выдвигался на пост президента Латвии, но свою кандидатуру снял. Потому что, как сам говорит, он - "не кабинетный персонаж", а человек сцены. Сцены большой - не только латвийской и российской, всего постсоветского пространства, где с первых нот песни "Маэстро" всплывает образ человека за роялем, который не может ни на миг забыть об оркестре.