Бестселлеры автор "Детей Арбата" писал по своей системе

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося прозаика Анатолия Рыбакова - автора легендарных детских триллеров "Кортик" и "Бронзовая птица", а также культового романа "Дети Арбата".

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося прозаика Анатолия Рыбакова - автора легендарных детских триллеров "Кортик" и "Бронзовая птица", а также культового романа "Дети Арбата". О жизни и судьбе писателя рассказывает обозреватель радио "Вести ФМ" Антон Долин.

Долин: Сын черниговского инженера Анатолий Рыбаков вырос не в провинции, а в Москве, на Арбате; он - ребенок древней пешеходной улицы и главный ее летописец в русской литературе последнего полувека. Учился в Кривоарбатском переулке, закончил школу-комунну на Остоженке, и в писатели пошел совсем не сразу: успел поработать на Дорогомиловском химзаводе грузчиком и шофером и даже выучиться на инженера. В 33-м году он был арестован по самой страшной и самой расхожей - 58-й - статье. Отделался сравнительно легко, тремя годами ссылки: было еще далеко до 37-го. Рыбаков прошел всю войну, и после нее, в 1947-м, попробовал себя в литературе. "Кортик" был оглушительным успехом - одним из главных послевоенных бестселлеров детской литературы, за ним в 1956-м последовала "Бронзовая птица", а уже в 1960-х - трилогия о Кроше. Безумно популярный автор, лауреат Сталинской премии второй степени, изменил участь и судьбу в 1987-м году - когда написанный еще в 1960-х, тогда в стол, автобиографический роман "Дети Арбата" был опубликован в "Дружбе народов", с продолжением. О главном романе перестройки вспоминает нынешний главный редактор журнала Александр Эбаноидзе.

Эбаноидзе: Тираж журнала к концу выхода этого романа достиг фантастической цифры - 1 миллион 387 тыс. Это было большое литературное событие. Публикация проходила не без сложностей, на самом высоком уровне окончательно решалось, печатать или нет роман, но публикация состоялась.

Долин: Удивительный писатель, сумевший прийтись ко двору в кошмарную подцензурную эпоху сталинской литературы - и пережить ее, вместе с лучшими своими книгами, - как никто другой популяризировал тему сопротивления сталинским репрессиям в совсем других условиях. Его превозносили - и критиковали как конъюнктурщика, а он просто чувствовал - и создавал, предвосхищал моду, как никто другой. Это в крови, в роду; недаром родная внучка Анатолия Наумовича Мария Рыбакова ныне - одна из самых интересных молодых прозаиков. Вспоминает мать Марии и невестка писателя - знаменитый критик Наталья Иванова.

Иванова: Это артистизм происходил еще с молодых ногтей, потому что на Арбате, где он жил, его все называли - Шик. И не потому, что он любил приодеться, но и по той манере себя вести. Он никогда не был стариком, и его творческая жизнь продолжалась очень долго.

Долин: На примере Рыбакова можно изучать не только жизнь и судьбу советского и постсоветского писателя, но и технологию литературного ремесла: ему удавались бестселлеры - и все благодаря умению писать по плану, по собственной системе.

Иванова: Он был человеком очень большой дисциплины. Он относился к тем писателям, которые не рассчитывают на вдохновение, а рассчитывают на свое воображение и план, который они внутри себя составляют. Он никогда не унывал, если его романы не печатались по 10, 20, а то и более лет.

Долин: Сегодня Анатолий Рыбаков по-прежнему востребован: недавно экранизировали "Детей Арбата", потом "Тяжелый песок". Забавно, но ХХ век, породивший так много гениев, дал России куда меньше писателей, способных объединить всех - интеллектуалов и сентиментальных простаков, школьников и стариков. Рыбаков был одним из этих немногих.